08.02.2017 11:47
    Поделиться

    9 февраля откроется 67-й Берлинский кинофестиваль

    В четверг открывается 67-й Берлинский кинофестиваль
    "Российские фильмы не подошли по тематике" - туманно объяснил корреспонденту "РГ" директор Берлинского фестиваля Дитер Косслик отсутствие нашего кино в программах Берлинале. Этот откровенный, хотя и лукавый пассаж еще раз выдает главное качество этого фестиваля - его политиканство.

    Берлинале создавался в 50-х как способ навести культурные мосты между "лагерями" - капиталистическим и социалистическим. Он долго добивался участия в нем советского кино, но одолел предубеждения только в 1974-м: фильм Родиона Нахапетова "С тобой и без тебя" пробил брешь в Берлинской стене. А через год "Сто дней после детства" Сергея Соловьева взяли нашего первого Серебряного медведя. С той поры фестиваль считал воссоединение расколотой войной Европы одной из своих главных задач, часто ей подчинял свою политику, идя на художественные компромиссы и пытаясь ублажить "коммунистов". Россия котировалась как одна из главных кинематографий мира, ее фильмы присутствовали в главном конкурсе практически ежегодно. Директор Берлинале Мориц Де Хадельн давал приемы в честь советских делегаций, наши режиссеры редко уезжали из Берлина без призов и почти всегда участвовали в жюри. Среди лауреатов Лариса Шепитько и Кира Муратова, Вадим Абдрашитов и Виктор Аристов, Глеб Панфилов и Инна Чурикова, Анатолий Солоницын и Евгения Глушенко…

    Перестройка стала для наших отношений с фестивалем эпохой эйфории, к трем его официальным языкам добавился русский. Хотя наше кино уже впало в кризис, Берлинале заботливо подбирал его остатки, и мы все равно были на его экранах. А потом началось резкое похолодание, русские переводчики получили отставку. С приходом нового директора о кино России Берлин вспоминал нечасто и больше из вежливости. Бесславно прошли "Русский бунт" Александра Прошкина и "Солнце" Александра Сокурова. В 2010-м призы взяли актеры фильма "Как я провел прошлым летом" Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис и его оператор Павел Костомаров. За последние годы в главном конкурсе участвовали "В субботу" Александра Миндадзе, "Долгая счастливая жизнь" Бориса Хлебникова и "Под электрическими облаками" Алексея Германа-мл., в параллельных программах все-таки значились российские картины. Берлинале-2017 обошелся без них. Правда, обратил внимание на этническое кино, включив в афишу спецпоказа Native фильмы из Якутии. Но Россия его явно интересует как территория не искусства, а экзотики и скандалов. Берлин охотно показывал гей-драмы "Весельчаки", "Я люблю тебя" и "Гололед", полулюбительскую ленту о московском гей-параде "Прайд-06". Сенсацией стал документальный фильм о Ходорковском, а на предстоящем фестивале объявлена картина о суде над Олегом Сенцовым - "Процесс" Аскольда Курова. Соответствие таких картин тематическим предпочтениям Берлинале не оставляет сомнений в их природе: важен не столько художественный уровень, сколько политические обертоны.

    Такие аполитичные категории, как мастерство и талант, отступают на десятый план...

    При этом отбор картин в конкурс вызывает вопросы уже многие годы. Картины о тяжкой судьбе беженцев проходят в него без задержки независимо от качества. Иногда даже немецкое кино представлено исключительно режиссерами-эмигрантами и полными сочувствия картинами о трудностях ассимиляции требовательных ребятишек, явно не рвущихся принять новый для них образ жизни. Фестивальный зал стоя приветствовал узников Гуантанамо, пригласив на сцену для вручения наград бородачей вполне бандитского вида. Особое внимание - кинематографистам, страдающим от национальных цензур и политических притеснений. В свете этих благородных задач такие аполитичные категории, как мастерство и талант, естественно, отступают на десятый план, и прогнозировать расклад медвежьих симпатий становится невозможно. О том, стали ли вехами в мировом кино такие золотые лауреаты Берлина последних лет, как турецкий "Мед", перуанское "Молоко скорби", бразильский "Элитный отряд", боснийская "Грбавица" или южноафриканская "Кармен из Каелитши", предоставлю судить читателям. До прихода на пост директора герра Косслика в конкурс попадали и в нем побеждали такие фильмы, как "Магнолия" Пола Томаса Андерсона, "Тонкая красная линия" Теренса Малика, "Центральный вокзал" Вальтера Саллеса, "Народ против Ларри Флинта" Милоша Формана, "Разум и чувства" Энга Ли, "Человек дождя" Барри Левинсона, "Красный гаолян" Чжана Имоу... Почувствуйте разницу.

    Что готовит нынешний конкурс? В нем есть несколько крупных имен. Финн Аки Каурисмяки представит второй фильм из "трилогии портового города", начатой картиной 2011 года "Гавр". В его новой ленте "По ту сторону надежды" речь снова идет о судьбах беженцев, на этот раз в Финляндии. Из классиков Берлинале пригласил также Агнешку Холланд (Польша) с криминальной драмой "След зверя", где пенсионерка пытается выйти на след убийцы ее соседей. Немецкий ветеран Фолькер Шлендорф  покажет "Возвращение в Монток" по Максу Фришу. Испанец Алекс де ла Иглесиа предлагает черную комедию-триллер о бытовом терроре "Бар". Берлин снова ждет румына Кэлина Питера Нецера, чья "Поза ребенка" в 2013 году взяла "Золотого медведя", - он участвует в конкурсе с франко-германо-румынской картиной "Ана, моя любовь". Англичанка Салли Поттер обещает "Вечеринку" - комедию, которая к финалу опрокинется в кровавую драму. Чилиец Себастьян Лелио - трагикомедию "Фантастическая женщина". Будет также "Фелисите" Алена Гомэса - международный проект о женщине из Киншасы, которая пытается спасти обреченного на ампутацию ноги сына. Португалия представлена фильмом "Коло" Тересы Вильяверде, Венгрия - драмой Илдико Эньеди "Тело и душа". Когда-то Берлинале первым не только открыл дорогу в главный конкурс анимационному кино, но и одарил Золотым медведем фильм Хаяо Миядзаки "Унесенные призраками". Теперь в его конкурсе китайская анимация Лю Цзяня "Доброго дня!". Участвует в конкурсе и документалистика - картина ветерана немецкого театра Андреша Вайеля "Бойс" об одном из отцов постмодернизма художнике Йозефе Бойсе.

    Призы Берлина - Золотые и Серебряные медведи, шагающие по планете с дружелюбно протянутой лапой. Медведь - это как бы аттестат художественной недосягаемости и пропуск в Большое Кино. Чего на сей раз будет больше в предпочтениях берлинских мишек - искусства или пропаганды - покажут фестивальные просмотры и решения жюри под водительством Пола Верховена.

    Поделиться