27-летний минский водитель по непонятной причине решил показать класс вождения прямо перед обелиском на площади Победы в центре белорусской столицы. Припарковавшись недалеко от монумента, он выждал, пока площадь освободится от машин. Затем подъехал прямо к самому обелиску и показал чудеса владения "дрифтом" - управляемым заносом. Покрутиться ему удалось недолго. Быстро подъехал патрульный автомобиль, и началась погоня. В итоге молодой человек был оштрафован на 630 белорусских рублей (это около 19 тысяч российских рублей) и лишен прав на 18 месяцев.
Однако на этом его неприятности не закончились. На него было возбуждено уголовное дело по статьям "хулиганство" и "надругательство над историко-культурными ценностями". Несмотря на то что он каялся и признавался в том, что совершил этот поступок по глупости, судья приговорил его к трем годам колонии.
Сразу напрашиваются аналогии из российских громких дел. Около исторических и военных памятников водители-хулиганы в России заездов не устраивают. На памяти только один яркий случай, когда водитель эвакуатора с минивэном на борту удирал от полиции по Красной площади. Было это в феврале 2015 года. Когда водителя задержали, он вел себя настолько неадекватно, что его отправили в психиатрическую клинику.
Любят блеснуть на дорогах владельцы очень дорогих автомобилей и богатых родителей. Не столь давно столичный гонщик на своем джипе Hummer прокатился по газонам и пешеходным дорожкам МГУ. Мол, хотел испытать его в условиях бездорожья. Испытал он его в итоге на 14 суток административного ареста "за мелкое хулиганство".
Катавшийся по парку-музею "Музеон" на отцовском BMW Х6 20-летний юноша был арестован на 10 суток. Но лишь за то, что управлял автомобилем будучи лишенным прав.
Немало шума понаделали различные фото и видео танцующих тверк на мемориальных кладбищах или съемки в голом виде рядом с Вечным огнем. Взрыв буйного негодования вызвали кадры москвички, снявшейся в непристойных позах на Мамаевом кургане. Все это, как и "дрифт" у памятника, нарушения равные. Но в Белоруссии водитель получает 3 года реального срока. В России это квалифицируется как мелкое хулиганство и грозит виновнику максимум арестом на 15 суток. Почему так? Чем вызван такой гуманизм,корреспондентам "РГ" объясняет адвокат.
Роман Терехин, адвокат, управляющий партнер юридической компании:
- Законом СССР от 02.07.1991 N 2284-1 "Об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры" предусматривалась уголовная ответственность в виде штрафа до трех тысяч рублей или исправительных работ на срок до двух лет. Этот закон утратил силу в связи с принятием Уголовного кодекса России.
Ныне действующим УК предусмотрена ответственность за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия, а также за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243, 243.1). Также Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (ст. 7.13-7.14.1 КоАП РФ).
Поскольку в описанном случае повреждения памятника не произошло, скорее всего, в России такие действия подпадут под мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Ответственность - штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:
Я не считаю, гуманность в этих ситуациях - пробелы законодательства. Скорее это вопрос правоприменения. Было бы у правоприменителя желание, а состав найдется. Например, оскорбление чувств верующих. Или статья 213 Уголовного кодекса "Хулиганство". Не требуется создавать свой закон для каждой жизненной ситуации. У нас их достаточно. Даже при имеющихся пробелах, дерзких нарушителей, которые глумятся над законом и обществом, которые считают, что все им сойдет с рук, можно и нужно строго наказывать. Вот недавний яркий пример с Марой Багдасарян. Ведь в конечном итоге она получила почти 600 часов обязательных работ. И она их отработает. Это как раз тот случай, когда правоприменители действительно захотели строго наказать.