На Урале микрозаймы использовали для борьбы с иждивенчеством бизнеса

В этом году Челябинская область стала лидером по привлечению средств из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП): ей удалось превысить ранее установленный лимит и получить 182,3 миллиона рублей. Второе место в УрФО у Свердловской области - 164,1 миллиона. Важно, что при этом кардинально меняется вектор господдержки: привычные для бизнеса гранты и субсидии постепенно уйдут в прошлое, их заменят поручительства по кредитам и госгарантии, льготные инвестиционные кредиты, микрозаймы.

В Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства отмечают: это федеральный тренд, который призван усилить эффективность мер поддержки бизнеса. С 2017 года фонд принял решение полностью отказаться от субсидий и грантов, а высвобожденные средства перераспределить на пополнение гарантийного фонда и фонда микрофинансирования.

- Такие виды поддержки позволяют помочь большему количеству компаний: постоянные возвраты обеспечивают пополняемость фонда и доступность ресурсов на протяжении всего года. Еще одно преимущество - сокращение расходов из бюджета на содержание инфраструктуры поддержки: благодаря получаемым доходам фонд может сам себя обеспечивать, - прокомментировали в фонде.

В Челябинской области те же устремления: здесь акцент делается на предоставлении Фондом развития МСП поручительств и выдаче льготных микрокредитов, ставшей возможной с открытием в этом году регионального фонда микрофинансирования. Предполагается, что льготные займы будут предоставлять на один год в сумме до миллиона рублей под 10 процентов годовых.

- Легкие деньги в виде грантов расхолаживали предпринимателей, а кредитные обязательства  заставят держать голову холодной, - считает предприниматель из Челябинска Лилия Ершова, которая намерена организовать производство детских игрушек. - Новая система поддержки намного доступней и понятней, хотя бы в плане сбора пакета документов: это тот же кредит, что и в банке, но только по льготной ставке.

Председатель совета регионального отделения "Опоры России" Артем Артемьев видит в новых веяниях и минусы.

- Слишком стремительным получился переход, что застало врасплох не только бизнес: в прошлое уходят субсидии, к которым привыкли в муниципалитетах, где формировали собственные программы развития предпринимательства, получали дополнительное финансирование на это, - говорит эксперт.

Еще один важный момент: с помощью субсидий предпринимателю компенсировались ранее понесенные расходы, к примеру на модернизацию оборудования. Степень обновления технического парка можно было оценить на момент перечисления бюджетных средств. В то время как льготный кредит оформляется на будущие проекты, а насколько они будут успешными, неизвестно.

- Гранты всегда вызывали много споров при оценке их эффективности. Появились даже "грантоежки" - фирмы, которые только и занимались тем, что получали гранты, а бизнеса как такового не вели, - говорит Артем Артемьев.

Бороться с таким иждивенчеством получалось, хотя и с трудом, за счет обязательной отчетности по освоению госсредств: получатель предоставлял информацию о количестве новых рабочих мест, объеме налоговых отчислений и другую. Если условий договора не выполнил - обязан субсидию вернуть. Теперь же возврат средств перестанет быть дисциплинарной мерой, а станет повсеместной практикой.