Екатеринбургскому рынку стрит-ретейла скоро исполнится 20 лет. В конце 90-х, когда мэрия взялась за облагораживание городских улиц, дальновидные предприниматели начали скупать квартиры на первых этажах, переводить в нежилой фонд и сдавать в аренду под магазины или офисы. С появлением торговых центров аналитики принялись пророчить стрит-ретейлу скорую гибель. Сейчас Екатеринбург занимает одно из первых мест по обеспеченности населения качественными торговыми площадями (на тысячу жителей - 1399 квадратных метров в торговых центрах, причем 627 из них приходятся на моллы), но магазины "у дома", несмотря на пророчества, никуда не делись.
- Рынок стрит-ретейла Екатеринбурга перенасыщен и сегодня сталкивается с дефицитом спроса, - считает Марат Манасян, гендиректор консалтинговой компании. - За два последних года снижение арендных ставок в этом сегменте составило более 25 процентов. Отток покупателей продолжается, покупательские потоки становятся менее интенсивными. Так что арендаторам приходится оптимизировать бизнес-процессы, совершенствовать старые или искать новые форматы.
Как отмечает эксперт, сейчас торжествует "уютный" формат шаговой доступности: арендаторы мигрируют из центра города в спальные районы, более дешевые для них самих и удобные в плане локации их целевой аудитории. Как еще одну причину переселения ретейла называют засилье платных парковок в центре.
Меняется не только география, но и структура сегмента. Два года назад, по данным агентства коммерческой недвижимости, наибольшую активность проявляли банки и микрофинансовые организации - на их долю приходилось около 30 процентов сделок по аренде помещений. Еще треть составляла доля общепита вместе с продуктовыми и алкогольными магазинами. На третьем месте (15 процентов) располагалась сфера услуг - парикмахерские, салоны красоты, медцентры.
Сейчас финансовый сектор стремительно сокращает свое присутствие, в том числе из-за санации рынка.
- Сокращение числа филиалов банков и уход финансовых услуг в Интернет - общемировая тенденция, - подчеркивает консультант в сфере коммерческой недвижимости Сергей Николайченков. - Закончился период, когда компании так называемой новой экономики (сотовой связи, банкинга, который тоже был новой сферой) выходили на улицы, чтобы стать более узнаваемыми, сформировать свой бренд. И стрит-ретейл возвращается к своему предназначению - удовлетворению потребностей людей, которые просто идут мимо.
Основной спрос на помещения на первых этажах формируют общепит и продовольственная розница. Весь минувший год федеральные продуктовые сети активно открывали торговые точки по всему городу. Такой же экспансионистский настрой демонстрировали и сетевые алкомаркеты. Портал предприятий Урала показывает на карте Екатеринбурга 443 винных магазина: примерно по одному на каждые три тысячи жителей, включая несовершеннолетних. Более того, только в центре за последние полгода открылись три рюмочные - заведения ретроформата "дешево и сердито".
- Сейчас в общепите появились и активно развиваются не требующие больших площадей экспресс-форматы, которые предлагают готовую еду навынос или доставку на дом, - отмечает аналитик агентства недвижимости Андрей Самохвалов.
Другой примечательный момент - развитие дискаунтеров и секонд-хенда. Российская сеть "магазинов фиксированных цен" открыла в Екатеринбурге 36 точек, бэушной одеждой "от лучших европейских поставщиков" торгуют 109 торговых точек, в том числе две местные сети. Одна из них только за прошлый год открыла десять новых магазинов в Екатеринбурге и один в Первоуральске, активно продвигает себя в Интернете, постоянно проводит акции, работает с постоянными клиентами.
- Сколько ни анализируй, успех магазина секонд-хенд в основном зависит от трех "М": место, место, и еще раз место, - считает экономист Наталья Ситникова. - Основной критерий - пешеходный поток - измеряется легко: стоим у дверей магазина и считаем прохожих. Наличие остановок общественного транспорта приветствуется. Рентабельность этого бизнеса - 30-35 процентов.
Комиссионных магазинов, тоже относящихся к разряду "хорошо забытого", в Екатеринбурге пять, в области - 13. Как пояснил менеджер одного из них, это слишком трудоемкий бизнес, сортировка и оценка одежды требует квалификации, а профессионалы в дефиците и не согласны на низкую зарплату. Мешает и конкуренция со стороны секонд-точек.
Специалисты предполагают, что в этом году сохранятся тенденции года прошлого, однако возможны и сюрпризы. "Кто ожидал, например, возрождения рюмочных?!" - удивляется один из опрошенных "РГ" экспертов. Стрит-ретейл, подчеркивают они, это своеобразный барометр экономики, один из самых динамичных секторов и самый древний (первые уличные торговые точки существовали еще в Древнем Риме).
Высокая приспособляемость способствует выживанию: этому бизнесу периодически предрекают смерть, но прогнозы не сбываются из-за коренных особенностей человеческой натуры. Люди по природе склонны не тратить лишних усилий, а в магазине "по пути" экономятся деньги и время.