На волосок от смерти семья оказывается уже не в первый раз.
Алексей и Ольга Волобуевы живут в Киевском районе, недалеко от линии соприкосновения ("Шесть троллейбусных остановок от аэропорта", - как объясняют сами супруги). Обстрелы здесь - обычное дело. Еще в 2014 году их дом чуть не снесло украинским "Ураганом". Тогда от мощного взрыва сильно пострадал соседний дом, а на Киевском, 31, разбило крышу и повредило балконы. В квартире Волобуевых выбило окна, но, к счастью, никто не был ранен. Позже обстрелы вывели из строя все коммуникации.
- В феврале 2015 года мы полтора месяца сидели без воды, газа, света и отопления. Представляете, весь февраль без тепла! Потом вроде бы жизнь начала более-менее налаживаться. Даже магазины кое-где открылись. Мы сами вставили выбитые стекла. Поврежденную крышу нам постепенно перекрыли заново. Только месяца два назад ее доделали окончательно. А теперь вот снова дом стоит без крыши! - сетуют супруги.
Наступившее затишье, увы, оказалось недолгим. В район по-прежнему залетали снаряды, но после того, как ополченцы выдавили украинских силовиков из аэропорта, Волобуевы надеялись, что война близится к завершению и их дому уже ничего не грозит.
На всякий случай для дочери Насти они все же сняли квартиру в более безопасном районе города. Настолько, насколько вообще может быть сейчас безопасно в Донецке. Сами решили остаться в родном районе. Но когда в Донбассе началось зимнее обострение 2017-го, ночевать под родной крышей снова стало страшно. Даже страшнее, чем в 2014-м. Тогда из-за близких боев под аэропортом слышны были залпы украинских орудий, после которых в Киевский район прилетала крупнокалиберная смерть и оставалось хоть немного времени среагировать. Сейчас все изменилось: залпов порой не слышно вообще и смерть прилетает внезапно и коварно.
Когда становилось по-настоящему горячо, а взрывы гремели особенно часто и близко, Ольга и Алексей перебирались к дочери. Они восстанавливают по памяти последние дни, проведенные в родном доме. В среду, первого февраля, сильно громыхало, и дома они не ночевали. В четверг вроде бы стало потише, и Волобуевы-старшие остались на ночь у себя.
- Вечером, правда, снова начались "прилеты" в район. В восемь вечера - взрывы, в девять - снова. Мы старались не обращать внимания. До 12 смотрели передачу с Соловьевым. Потом легли спать. И вдруг раздался такой грохот, что содрогнулся весь дом. Причем взрыва как такового слышно не было. Был сильный удар, как будто бы прямо над нашим диваном, где мы лежали. В квартире попадали вещи, посыпались стекла. Мы вскочили, оделись, схватили собаку, сумку с документами и деньгами, чтобы бежать в подвал. Открываем дверь в подъезд, а оттуда валит дым, пыль и сильный такой пороховой запах. Ничего не видно, дышать трудно. Мы закрыли шапками рты, начали спускаться. И хорошо, что у нас был фонарик: оказалось, что лестничный проем разбит. Там, где были ступеньки, зияла огромная дыра. А еще когда мы спускались, то увидели, что в квартире под нами разрушена стена со стороны подъезда. Соседка снизу плачет: "На меня потолок упал!" Мы объясняем, это не потолок, потому что у нас пол цел, а ее чуть не засыпало шлакоблоками из стены, - говорят Волобуевы.
Выяснилось, что снаряд "Града" разворотил крышу, пробил в подъезде потолок, разрушил бетонный лестничный пролет и проломил стену в квартире на втором этаже. Еще бы немного - и удар пришелся бы точно по комнате, в которой находились Алексей и Ольга.
Украинская "градина" также повредила трубу отопления, горячей водой затопило несколько квартир. Сам снаряд отлетел на лестничный проем между первым и вторым этажом, и перепуганным, спускающимся в подвал людям пришлось перешагивать через неразорвавшийся боеприпас.
- А если бы он взорвался, то ни от нас, ни от дома ничего бы не осталось, - говорят супруги.
Обстрел продолжался не один час, и жители пострадавшего дома просидели в сыром подвале до утра. А когда наступило недолгое затишье, уставшие и замерзшие, они поднялись за вещами и побежали прочь из родного района.
- Это было жутко, - вспоминают Волобуевы. - Транспорта не было. Мы бежали до Шахтерской площади. А вокруг после того страшного обстрела - развороченные остановки, поваленные деревья, разбитые дома... Сейчас мы живем у дочери, и до сих пор боимся засыпать по ночам. Пьем успокоительный чай перед сном. Возвращаться домой в ближайшее время точно не собираемся. Там до сих пор идут обстрелы. Крыша в доме вся разбитая, а стройматериалов нет.
Борис Литвинов, экс-председатель Верховного Совета ДНР
- После увеличения интенсивности обстрелов большой проблемой стал дефицит строительных материалов. Наши МЧС и минстрой, конечно, крутятся. Но катастрофически не хватает стекла и кровельных материалов - прежде всего шифера и рубероида. За счастье, если выдадут полиэтиленовую пленку, чтобы закрыть разбитое окно. Люди забивают оконные проемы досками, фанерой.
Общежития в Донецке переполнены беженцами из обстреливаемых районов. Недавно проректор одного из вузов говорил мне, что из-за этого некуда селить студентов. Есть проблемы с водой, потому что Донецкая фильтровальная станция находится как раз на линии разграничения и из-за обстрелов постоянно нарушается ее электропитание. А ведь станция снабжает водой не только Донецк, Макеевку и Ясиноватую, но и Авдеевку, которую контролируют украинские войска. Другая проблема: многие шахты, тоже расположенные вдоль линии разграничения, не могут нормально работать из-за обстрелов. Еще ощущается низкая покупательная способность. Я вчера зашел в магазин одежды, а он закрывается, потому что нет покупателей.
10.01.2017 Украинские силовики попытались прорвать оборону ДНР под Донецком.
12.01.2017 ВСУ открыли огонь из "Градов" в направлении Донецка.
14.01.2017 ВСУ обстреляли пункт выдачи гуманитарной помощи под Ясиноватой.
19.01.2017 Украинские силовики в ночь на Крещение обстреляли пригород Горловки.
20.01.2017 Снайперы обстреляли под Донецком в районе Еленовки пассажирский автобус. Ранена 51-летняя женщина.
24.01.2017 Массированному обстрелу со стороны ВСУ подверглась Ясиноватая.
29.01.2017 В Макеевке под обстрел попали журналисты НТВ.
30.01.2017 Обстрелы со стороны украинских силовиков обесточили села на юге ДНР. Под обстрел попала школа в Макеевке, дети и учителя укрылись в подвале.
31.01.2017 Более 200 человек оказались заблокированы в обесточенной после обстрела донецкой шахте им. Засядько. ВСУ атакуют Коминтерново и авдеевскую промзону. Под обстрел в Донецке попали журналисты, двое сотрудников СМИ получили ранения.
01.02.2017 ВСУ открыли по территории ДНР огонь из "Градов". В Донецке под обстрел попала "скорая помощь", пострадали три человека. Обесточены шесть сел на юге ДНР.
02.02.2017 ВСУ обстреляли шахту "Щегловская-Глубокая" в Макеевке, один человек ранен - ему оторвало руку. В Авдеевку вошли украинские танки.
03.02.2017 Поступила информация об обстреле Донецка из РСЗО "Град" и "Ураган". Сообщается о двух погибших и 13 раненых.
04.02.2017 Украинские диверсанты взорвали ЛЭП под Луганском. В результате на территории ДНР оказалась полностью обесточена Горловка.
06.02.2017 В ДНР сообщили о многочасовых обстрелах и боях, идущих по всей южной линии фронта.
07.02. 2017 ВСУ открыли огонь по жилым кварталам Докучаевска.