Новости

08.02.2017 13:00
Рубрика: В мире

Не переходя границы

Алексей Кубрин - о едином миграционном пространстве Союзного государства
С газетных полос во многих странах практически не сходит миграционная тематика, и тем удивительней, что журналисты практически не заметили появления во второй половине января наступившего года постановления Совета Министров Союзного государства "О ходе работы по формированию единого миграционного пространства". Возможно, потому, что граждане Беларуси и России воспринимают свободу передвижения от Бреста до Сахалина уже как обыденность и активно пользуются этой свободой для поиска и более привлекательной работы, и для выбора места учебы, лечения, отдыха, а также для выбора комфортного места проживания...
Алексей Кубрин: На повестке дня - вопросы единой визовой политики в Союзном государстве. Фото: Роман Щербенков Алексей Кубрин: На повестке дня - вопросы единой визовой политики в Союзном государстве. Фото: Роман Щербенков
Алексей Кубрин: На повестке дня - вопросы единой визовой политики в Союзном государстве. Фото: Роман Щербенков

Собственно, все это и является главной целью построения Союзного государства, чтобы его граждане, перебравшись из Беларуси в Россию или обратно, не чувствовали себя в чем-то ущемленными. А вот для жителей третьих стран, передвигающихся по белорусско-российской территории, могут возникать проблемы. И тут жизнь требует постоянного обновления и совершенствования правовой базы, согласованной государственной политики.

Как формируется единое миграционное пространство Союзного государства? Какие существуют проблемы и о многом другом обозреватель "СОЮЗа" беседует с заместителем Государственного секретаря - членом Постоянного Комитета Союзного государства Алексеем Кубриным.

Алексей Александрович, надо полагать, новое постановление союзного Совмина, принятое 19 января, подвело черту под определенным трехгодичным этапом, стартовавшим в 2014 году? Как бы вы оценили эти итоги?

Алексей Кубрин: Многое было сделано, и даже простое перечисление заняло бы достаточно времени. В рамках Плана, который реализовывался с 2014 г., был подготовлен и подписан ряд межправительственных и межведомственных соглашений. Например, подписано соглашение, которое предусматривает взаимное признание и исполнение решений об отказе некоторым нежелательным иностранцам во въезде в страну. Это значит, что лиц, которым запрещен въезд, скажем, в Россию, не пустят в Беларусь без специального разрешения. И наоборот. Или соглашение, которое позволяет ограничить выезд тех наших граждан, которым он запрещен. А это и пытающиеся скрыться преступники, и должники.

Очень серьезный вопрос, который, к сожалению, еще не решен - это взаимное признание национальных виз

Работа по формированию единого пространства продолжается. Очень серьезный вопрос, который, к сожалению, еще не решен - это взаимное признание национальных виз. Сейчас проблемы возникают у иностранцев, прибывающих в Беларусь, а потом решивших приехать в Россию через нашу внутреннюю границу. Формально на территорию России они попадут незаконно, поскольку у них не будет соответствующей отметки в паспорте о пересечении российской границы. И наоборот. Чтобы решить эту проблему, необходимо достичь четкого взаимодействия МВД, пограничников и дипломатов двух наших государств. Поэтому в настоящее время разрабатывается план будущих мероприятий по формированию нашего общего миграционного пространства на предстоящий четырехлетний срок начиная с нынешнего, 2017 года...

И он предусматривает...

Алексей Кубрин: ...подготовку также целого ряда межправительственных соглашений, которые не только станут регламентировать формирование единого миграционного и визового пространства, но и обеспечат эффективное взаимодействие структур, контролирующих пребывание иностранцев на территории Союзного государства. Это очень серьезная и трудоемкая работа.

Для граждан России и Беларуси созданы все условия: мы свободно перемещаемся по всей территории Союзного государства

Как известно, международные пункты пропуска на белорусско-российской границе отсутствуют, и пограничный контроль лиц и транспортных средств на данном участке госграницы не осуществляется. Но в последнее время заговорили о необходимости создания специальных пограничных переходов для контроля за перемещением граждан третьих стран. Как вы это прокомментируете?

Алексей Кубрин: Но законодательно такие пункты пропуска для граждан третьих стран не отменены. В принципе, любое государство вправе их создавать. Такие переходы, думаю, выполняли бы свою функцию в ситуации, которую я уже обозначил выше, когда житель третьей страны, чтобы отправиться домой или еще куда-то, вынужден вернуться в ту страну, через которую въехал. Открытие дополнительных переходов связано с рядом межгосударственных вопросов, которые мы, увы, еще не смогли гармонизировать. Ситуация находится на стадии изучения.

Поясните, пожалуйста, как вся эта работа, о которой вы говорите, касается непосредственно граждан России и Беларуси?

Алексей Кубрин: Никак не касается. Для граждан Союзного государства созданы все условия: мы свободно перемещаемся по всей территории Союзного государства, мы наделены многими другими правами. Все, о чем мы говорим с вами, относится исключительно к гражданам третьих государств. Решением этих проблем заняты прежде всего федеральные органы власти двух государств. Хотя и Постоянный Комитет принимает в нем активное участие.

Буквально на днях пришла информация, что Межпарламентская ассамблея стран - участников СНГ намерена начать разработку некоего своего модельного миграционного кодекса. Эта работа как-то сопрягается с тем, чем занимаетесь вы?

Алексей Кубрин: Непосредственно представителей Постоянного Комитета к участию в этой работе пока не приглашали. Но я не исключаю, что соответствующая информация к нам поступит, поскольку мы подписывали меморандумы о взаимодействии со структурами СНГ. Нам представляется, что имеющиеся наработки в этом направлении могут понадобиться.

Я знаю, что запланировано заседание уже обновленной Межгосударственной межведомственной рабочей группы (ММРГ), которая в соответствии с новым постановлением союзного Совмина продолжит выработку рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. Когда пройдет первая встреча и какие первоочередные вопросы будут обсуждаться?

Алексей Кубрин: О повестке дня уже коротко упомянуто выше - будет обсуждаться план мероприятий по формированию единого миграционного пространства на следующий период. Этот план должен быть утвержден Советом Министров в первом полугодии. Будет продолжена разработка ряда межправительственных соглашений, будут обсуждаться вопросы и визовой политики, и многие другие, связанные с этим. Белорусская сторона предложила провести такую встречу в марте в Гродно. Сейчас мы ждем ответа российской стороны. Если все успешно сложится, то так оно и будет.

Скажите, будет ли обсуждаться актуальная в последние дни тема о введении пятидневного безвизового пребывания иностранцев на территории Беларуси и планы России вернуть пограничную зону?

Алексей Кубрин: В рамках ММРГ обсуждаются все острые проблемные вопросы, существующие в сфере миграционной политики. Думаю, что и этот вопрос мы обсудим.

История вопроса

Решение о создании Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики было принято в 2003 году Советом Министров Союзного государства. Заседания группы проходят ежегодно, поочередно в России и Беларуси. В ее состав входят представители различных министерств и ведомств, чья деятельность, так или иначе, затрагивает вопросы миграционной политики. На заседаниях рассматриваются важнейшие вопросы формирования единого миграционного пространства Союзного государства, унификации миграционного законодательства РБ и РФ.

Охрана Западной границы Союзного государства не вызывает нареканий. Фото: Роман Щербенков
В мире экс-СССР Беларусь Отношения России и Беларуси