Собственно, все это и является главной целью построения Союзного государства, чтобы его граждане, перебравшись из Беларуси в Россию или обратно, не чувствовали себя в чем-то ущемленными. А вот для жителей третьих стран, передвигающихся по белорусско-российской территории, могут возникать проблемы. И тут жизнь требует постоянного обновления и совершенствования правовой базы, согласованной государственной политики.
Как формируется единое миграционное пространство Союзного государства? Какие существуют проблемы и о многом другом обозреватель "СОЮЗа" беседует с заместителем Государственного секретаря - членом Постоянного Комитета Союзного государства Алексеем Кубриным.
Алексей Александрович, надо полагать, новое постановление союзного Совмина, принятое 19 января, подвело черту под определенным трехгодичным этапом, стартовавшим в 2014 году? Как бы вы оценили эти итоги?
Алексей Кубрин: Многое было сделано, и даже простое перечисление заняло бы достаточно времени. В рамках Плана, который реализовывался с 2014 г., был подготовлен и подписан ряд межправительственных и межведомственных соглашений. Например, подписано соглашение, которое предусматривает взаимное признание и исполнение решений об отказе некоторым нежелательным иностранцам во въезде в страну. Это значит, что лиц, которым запрещен въезд, скажем, в Россию, не пустят в Беларусь без специального разрешения. И наоборот. Или соглашение, которое позволяет ограничить выезд тех наших граждан, которым он запрещен. А это и пытающиеся скрыться преступники, и должники.
Работа по формированию единого пространства продолжается. Очень серьезный вопрос, который, к сожалению, еще не решен - это взаимное признание национальных виз. Сейчас проблемы возникают у иностранцев, прибывающих в Беларусь, а потом решивших приехать в Россию через нашу внутреннюю границу. Формально на территорию России они попадут незаконно, поскольку у них не будет соответствующей отметки в паспорте о пересечении российской границы. И наоборот. Чтобы решить эту проблему, необходимо достичь четкого взаимодействия МВД, пограничников и дипломатов двух наших государств. Поэтому в настоящее время разрабатывается план будущих мероприятий по формированию нашего общего миграционного пространства на предстоящий четырехлетний срок начиная с нынешнего, 2017 года...
И он предусматривает...
Алексей Кубрин: ...подготовку также целого ряда межправительственных соглашений, которые не только станут регламентировать формирование единого миграционного и визового пространства, но и обеспечат эффективное взаимодействие структур, контролирующих пребывание иностранцев на территории Союзного государства. Это очень серьезная и трудоемкая работа.
Как известно, международные пункты пропуска на белорусско-российской границе отсутствуют, и пограничный контроль лиц и транспортных средств на данном участке госграницы не осуществляется. Но в последнее время заговорили о необходимости создания специальных пограничных переходов для контроля за перемещением граждан третьих стран. Как вы это прокомментируете?
Алексей Кубрин: Но законодательно такие пункты пропуска для граждан третьих стран не отменены. В принципе, любое государство вправе их создавать. Такие переходы, думаю, выполняли бы свою функцию в ситуации, которую я уже обозначил выше, когда житель третьей страны, чтобы отправиться домой или еще куда-то, вынужден вернуться в ту страну, через которую въехал. Открытие дополнительных переходов связано с рядом межгосударственных вопросов, которые мы, увы, еще не смогли гармонизировать. Ситуация находится на стадии изучения.
Поясните, пожалуйста, как вся эта работа, о которой вы говорите, касается непосредственно граждан России и Беларуси?
Алексей Кубрин: Никак не касается. Для граждан Союзного государства созданы все условия: мы свободно перемещаемся по всей территории Союзного государства, мы наделены многими другими правами. Все, о чем мы говорим с вами, относится исключительно к гражданам третьих государств. Решением этих проблем заняты прежде всего федеральные органы власти двух государств. Хотя и Постоянный Комитет принимает в нем активное участие.
Буквально на днях пришла информация, что Межпарламентская ассамблея стран - участников СНГ намерена начать разработку некоего своего модельного миграционного кодекса. Эта работа как-то сопрягается с тем, чем занимаетесь вы?
Алексей Кубрин: Непосредственно представителей Постоянного Комитета к участию в этой работе пока не приглашали. Но я не исключаю, что соответствующая информация к нам поступит, поскольку мы подписывали меморандумы о взаимодействии со структурами СНГ. Нам представляется, что имеющиеся наработки в этом направлении могут понадобиться.
Я знаю, что запланировано заседание уже обновленной Межгосударственной межведомственной рабочей группы (ММРГ), которая в соответствии с новым постановлением союзного Совмина продолжит выработку рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. Когда пройдет первая встреча и какие первоочередные вопросы будут обсуждаться?
Алексей Кубрин: О повестке дня уже коротко упомянуто выше - будет обсуждаться план мероприятий по формированию единого миграционного пространства на следующий период. Этот план должен быть утвержден Советом Министров в первом полугодии. Будет продолжена разработка ряда межправительственных соглашений, будут обсуждаться вопросы и визовой политики, и многие другие, связанные с этим. Белорусская сторона предложила провести такую встречу в марте в Гродно. Сейчас мы ждем ответа российской стороны. Если все успешно сложится, то так оно и будет.
Скажите, будет ли обсуждаться актуальная в последние дни тема о введении пятидневного безвизового пребывания иностранцев на территории Беларуси и планы России вернуть пограничную зону?
Алексей Кубрин: В рамках ММРГ обсуждаются все острые проблемные вопросы, существующие в сфере миграционной политики. Думаю, что и этот вопрос мы обсудим.
Решение о создании Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики было принято в 2003 году Советом Министров Союзного государства. Заседания группы проходят ежегодно, поочередно в России и Беларуси. В ее состав входят представители различных министерств и ведомств, чья деятельность, так или иначе, затрагивает вопросы миграционной политики. На заседаниях рассматриваются важнейшие вопросы формирования единого миграционного пространства Союзного государства, унификации миграционного законодательства РБ и РФ.