Выезд за пределы маленьких островов для их обитателей - настоящая головная боль. С Кунашира и Итурупа до Сахалина можно добраться по воздуху и теперь уже на единственном теплоходе "Игорь Фархутдинов". Самолеты не всем по карману, да и не всегда летают из-за туманов. А на теплоход из-за наплыва пассажиров непросто достать билеты.
Еще меньше повезло жителям Шикотана.
- Здесь надо пожить, чтобы прочувствовать, как нам тяжело! - жалуется корреспонденту "РГ" жительница села Крабозаводское (Шикотан) Марина Черткоева. - Напрямую с Сахалином нас связывает лишь "Игорь Фархутдинов". Если отправляемся в путь на плашкоуте или вертолете, то на большой остров можно попасть окольными путями - через соседний Кунашир.
Курильское направление обслуживает единственный перевозчик - ЗАО "Морская компания "Сахалин-Курилы". Получая на организацию перевозок субсидии, фирма эксплуатирует два вышеупомянутых теплохода. "Поларис" область приобрела в 2013 году (несмотря на возмущения общественности) по инициативе регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства за 140 миллионов рублей. Впоследствии на многочисленные ремонты теплохода 1968 года постройки ушло около 200 миллионов рублей.
В прошлом году у "Полариса" отказал двигатель, и он вновь отправился на ремонт в Южную Корею. Проведенная там независимая экспертиза показала, что старенькое судно еще и неправильно эксплуатировали.
"А недавно еще одна комиссия вскрыла куда более серьезную проблему - множественные дефекты корпуса. Во многих местах он сильно проржавел, стенки истончились, износ отдельных переборок составляет около 70 процентов, также деформированы балластные танки, а палубы зияют сквозными дырами, вызванными коррозией металла", - перечисляют изъяны в пресс-службе областного правительства.
По предварительным расчетам, очередной капитальный ремонт горе-судна потребует еще около 200 миллионов рублей. Однако толку от него не будет - по мнению экспертов, теплоход практически исчерпал свой ресурс.
- Зимой судно эксплуатируется в условиях сложной ледовой обстановки, и, без преувеличения, каждый выход в море может стать для него последним и закончиться трагедией. Учитывая сложность и экономическую нецелесообразность ремонта, отсутствие гарантий безопасности, скорее всего, будет принято непростое решение о выводе теплохода из эксплуатации и его последующей утилизации, - констатировал и.о. главы минтранса области Сергей Садовников.
Выделенные на ремонт средства вернули в казну. Убытки у недобросовестного фрахтователя будут взыскивать через суд. Достанется действующим и бывшим сотрудникам профильного министерства и дирекции по развитию Курильских островов, которые принимали решение о покупке "Полариса" и должны были следить за его эксплуатацией.
Напомним, из-за проблемы транспортного обеспечения Курил осенью прошлого года был уволен прежний глава минтранса Владимир Дегтярев.