По его мнению, это поможет развитию туризма, ведь сегодня во многие места добираться очень далеко и дорого. В качестве примера полпред привел самую главную достопримечательность Камчатки - Долину гейзеров: попасть туда можно только на вертолете. При этом стоимость однодневного тура совсем не скромная - около 30 тысяч рублей на туриста.
Сложно подобраться и ко многим другим природным красотам. Но готовы ли руководители национальных парков и заповедников к тому, что в их края начнут летать самолеты?
- В прошлом году проект по созданию сети аэродромов малой авиации полпреду президента представил директор заповедника Тихон Шпиленок (в декабре 2016-го он ушел из жизни. - Прим. авт.). По нашему мнению, использование малой авиации даст импульс развитию туризма и экономики региона в целом. Это сделает путешествия по Камчатке доступнее прежде всего для самих жителей края. К тому же полеты будут не такими затратными, как на вертолетах, что позволит сэкономить на доставке грузов и персонала на заповедную территорию.
Мы считаем, что полоса должна появиться в заброшенном нынче рыбацком поселке Жупаново, он расположен на побережье Кроноцкого залива и граничит с заповедником. Планируем, что поселок будет восстановлен, там появится соответствующая инфраструктура не только для авиационного, но и морского и автомобильного пассажирского транспорта. В 50-70-х годах прошлого века там была база заповедника. После того как администрация перебралась в город Елизово, поселок потихоньку пришел в упадок.
- Эта проблема очень остро стоит для северных территорий Дальнего Востока, включая Камчатку. В Приморском крае внутренняя авиация активно развивается, осуществляются перелеты и в Терней, откуда можно добраться в известный на весь мир благодаря статусу "объект ЮНЕСКО" Сихотэ-Алинский заповедник. Большинство заповедников Приморья - "Кедровая падь", "Уссурийский", "Ханкайский", "Лазовский" - и один из самых популярных национальных парков "Земля леопарда" находятся в терпимых четырех-восьми часах езды от Владивостока и международного аэропорта Кневичи. Поэтому основной задачей может стать строительство взлетно-посадочных полос на севере, например, в Пожарском районе, где расположены два национальных парка - "Удэгейская легенда" и "Бикин".
Другое дело, что строительство инфраструктуры должно планироваться с жестким учетом антропогенной нагрузки на природоохранную территорию, чтобы минимизировать воздействие человека на окружающую среду и сохранить ее уникальность. Желающих же побывать в заповедниках и нацпарках довольно много - каждая третья заявка в туристско-информационный центр связана именно с посещением наших уникальных природных объектов.
- Мы понимаем, насколько важно транспортное сообщение для удаленных территорий, независимо от того - заповедные они или нет. Это ведь доставка людей - как местных жителей, так и туристов, завоз грузов. Тут малая авиация помогает решать насущные проблемы, особенно для "потенциально туристических" территорий, находящихся далеко от центров цивилизации. Будет ли приятной поездка продолжительностью 14, а то и 16 часов в не самом комфортабельном автобусе даже по шоссе, не говоря уже о грунтовых дорогах? А на самолете это расстояние преодолевается максимум за два часа.
И если цена билетов на автобус и самолет практически одинакова, стоит ли сомневаться, какой транспорт предпочтут путешественники? Конечно, не хотелось бы говорить о взлетно-посадочных полосах непосредственно на территориях заповедников, но в близлежащих населенных пунктах наличие аэродрома актуально.
Что касается Сихотэ-Алинского заповедника, то появление постоянных авиарейсов в ближайшие к нему поселки Пластун и Терней очень оживило бы работу краевых туристических компаний, к тому же увеличился бы поток индивидуальных туристов. Однако кроме транспортной доступности нужно одновременно организовывать размещение и питание людей, тем более что спрос на туры, "привязанные" к расписанию рейсов самолетов, растет.
Инициатива развития туризма на заповедных территориях Дальнего Востока с привлечением малой авиации сама по себе имеет серьезное основание, но где строить полосы - вопрос особый.
Тем временем
Как выяснилось, при строительстве взлетно-посадочных полос на заповедных территориях или в непосредственной близости от них могут возникнуть неожиданные проблемы. Например, якутский Усть-Ленский заповедник своей северной стороной по воде граничит с другой страной. Поэтому, пояснил исполняющий обязанности директора заповедника Петр Семенов, очень многое будет зависеть от пограничников.