Почему в Сибири растет число трудовых конфликтов

По данным Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, за последний год число трудовых конфликтов в стране выросло на тринадцать процентов. Самая напряженная ситуация в Сибири - в Республике Алтай, Алтайском крае и Кемеровской области.

- Мы также зафиксировали учащение производственных конфликтов, - сообщил корреспонденту "РГ" председатель Федерации омских профсоюзов Сергей Моисеенко. - Причин несколько: задержки выплаты зарплаты, увольнения работников, нарушения условий труда. К тому же в последние три года наблюдается стабильное уменьшение реальной заработной платы. Это связано с вводимым на предприятиях режимом строжайшей экономии, сокращением рабочей недели, неоплачиваемыми отпусками, выводом производства в тень. Если прежде свою деятельность предприятия выстраивали, основываясь на коллективном договоре с профсоюзами, которые отстаивали перед руководством права персонала, то теперь становиться все больше сторонников единовластия. Особенно это характерно для средних и малых предприятий. Так что ожидать снижения уровня напряженности социально-трудовых отношений в 2017 году не стоит.

Сегодня средняя зарплата омичей - 27 800 тысяч рублей - является одной из самых низких в СФО. При этом, по данным Омскстата, в 2016-м на двадцать процентов выросла задолженность по оплате труда. Через суды в пользу работников было взыскано более одиннадцати миллионов рублей. Неудивительно, что Омская область оказалась в числе лидеров в Сибири по миграционной убыли населения: за последний год регион покинуло более 45 тысяч человек.

В списке самых неблагополучных сфер - строительство, сельское и лесное хозяйство, культура. Чревата взрывом недовольства и ситуация на транспорте.

- Это действительно больное место, - констатирует председатель отраслевого профсоюза Александр Илюхин. - За последние четыре года ликвидировано три крупных пассажирских предприятия, сокращены многие маршруты. В результате упали объемы работ, зарплата. Состояние автопарка тоже не выдерживает никакой критики. Но самое главное, нет внятных перспектив, а переговоры с властью пока не дают конкретных управленческих решений, хотя федеральные законы предоставляют такую возможность.

По словам специалистов, несмотря на то, что профсоюзы существуют давно, процесс выстраивания отношений - социальное партнерство - для них относительно нов, поскольку предполагает не конфронтацию с бизнесом, а сотрудничество. Тем не менее коллективный договор все также имеет силу. Правда, помимо контролирующих функций со стороны трудового коллектива по отношению к обязательствам руководства, он может включать и параграфы о совместной работе. Например, в части урегулирования трудовых споров, совместной профориентационной деятельности, возрождении трудовых династий, наставничества, внедрении оздоровительных и культурных программ. В этом случае участие профсоюза существенно облегчает жизнь директорам, поскольку избавляет их от многих забот, позволяя всецело сосредоточиться на производственном процессе. Примеры таких отношений уже зафиксированы на предприятиях, главным образом, крупных, и, как утверждают профсоюзные лидеры, никаких причин для забастовок здесь нет.

В свою очередь, Государственная инспекция труда составила список из 63 добросовестных организаций, двенадцать из которых добавилось в минувшем году. При этом в Омске десятки фабрик, заводов, сотни средних и тысячи малых предприятий, и на многих их них проходная ведет прямо в зону бесправия. По данным социологов, каждому четвертому сотруднику начальник в приказном порядке диктует время отпуска, каждому пятому - когда взять законный отгул. Почти половина работодателей и работников скрывает доходы от налоговой инспекции. Такой же процент работников имеет официальное трудоустройство, и лишь каждый пятый может рассчитывать на оплату сверхурочного труда. Служебное жилье, транспорт, медпомощь, бесплатное питание, ссуды от работодателя получает лишь 3,5 процента граждан, а остальные о таком даже и не мечтают. А каждый пятый сотрудник полагает, что противоречия между собственником и трудовым коллективом предприятия перешли в разряд самых серьезных.

- По нашим данным, недовольство накапливается, и года через полтора-два может перерасти в достаточно серьезную проблему, - отмечает директор Института социологии РАН Михаил Горшков. - Сейчас работодателей, которые тем или иным способом стремятся решить свои проблемы за счет наемного персонала, "спасает" то, что люди готовы "потерпеть", но не до бесконечности.

Профсоюзные лидеры уверены, что повлиять на ситуацию можно только вместе с властью и работодателями. Такое сотрудничество выстраивается в рамках трехсторонних соглашений.

- Это не слишком эффективно, - убежден Сергей Моисеенко. - Поэтому мы будем настаивать на принятии закона о социальном партнерстве в Омской области. Опыт других регионов показывает, что это один из путей к цивилизованному рынку труда, урегулированию потенциальных трудовых конфликтов.

Кстати

Еще одна инициатива, которую бурно обсуждают в рабочих коллективах, - законодательно установить коэффициент, увязывающий зарплату подчиненных с доходами руководителей предприятий. Впрочем, это уже прерогатива федеральных властей.