Подтверждение тому - подписанная Президентом России 30 ноября 2016 года Концепция внешней политики Российской Федерации. В ней не только закреплены национальные интересы РФ, приоритеты ее внешнеполитической деятельности в целях их обеспечения, но и ставится задача их согласования с позитивными трендами и потребностями собственно международного Сообщества. Тем самым закрепляется интегральная функция страны, ее статус органичной и активной части мира XXI века. Документ, и в этом его прикладная сила, дает программу конкретных шагов и действий для правового и безопасного миростроительства. Делается это с учетом накопленного в новом столетии опыта (политического, торгово-экономического, гуманитарного, технологического, инновационного и т.д.) участия России в регулировании актуальных проблем, а также исходя из прогнозирования эволюции действующих и зарождающихся тенденций. Реальный пример такого подхода, обладающего высокой аксиологичностью - ценные предложения и идеи Концепции по решению задачи верховенства международного права, интенсификации правотворческой роли Организации Объединенных Наций, гармонизации национальных и международных юридических систем. Дальнейшая формализация этой задачи - разработка международно-правовых инициатив Российской Федерации и запуск процесса их признания, материализации на базе согласования политических воль государств, межправительственных организаций, т.е. наиболее динамичных, обладающих правосубъектностью мировых акторов.
Выполнение этих и других важных для международного порядка установок Концепция-2016 года объективно, обоснованно и перспективно увязывает с институтами российской внешней политики. Такой стиль отражает исторический дискурс России, ориентированный на цивилизованное позиционирование в мире с опорой на уважение международного права и дипломатии.
Обозревая реальный, многоформатный, многополосный тренд влияния дипломатии России на сегодняшний и будущий мировой порядок, можно не только философски, но и в смысле здравого прагматизма утверждать её высокое призвание. Если в 19 веке, излагая свое внешнеполитическое кредо, русский император Александр III Миротворец утверждал, что у России есть только два союзника: ее армия и флот, то в 21 веке эти слова можно обоснованно дополнить новым элементом - дипломатия.
В новейшее время под воздействием факторов демократизации и глобализации, усложнения структуры международных отношений, увеличения числа их акторов (государственных и негосударственных) дипломатия как прагматично-социальный регулятор (в широком смысле) сама находится в стадии развития.
Она - в процессе активной идентификации. Отсюда логично многообразие ее подвидов, палитра применяемых ею средств. Ныне говорят о классической (в исполнении, если так можно выразиться, суверенных государств и межгосударственных организаций), парламентской, региональной, гуманитарной, экономической, экологической, публичной, общественной, энергетической, культурной, цифровой дипломатии, которые адекватны инструментальным и прикладным запросам регулирования международных отношений. Ряд из них закономерно включены в текст президентской Концепции. Глубоко осмысленно в ней зафиксированы такие термины, как сетевая дипломатия, традиционные дипломатические методы, политико-дипломатическое урегулирование региональных конфликтов, общественная дипломатия и др.
Документ, и в этом его прогностическая мощь, допускает появление новых разновидностей, новых аспектов в эволюции общепризнанного в мире института дипломатии. Об одном важном тренде следует сказать специально. Речь идет о формировании международной и национальной электоральной дипломатии.
Чем характеризуется эта сфера международного сотрудничества? Назовем наиболее важные, системообразующие признаки.
Во-первых, наличие широкой многоформатной международной практики. В условиях цивилизованной глобалистики и многополярности национальные электоральные компании не могут, в большинстве случаев, не резонировать во внешней среде, изолироваться от ее внимания, оценок. Таковы критерии межсуверенного общения государств. Отсюда понятен принципиальный интерес (по-разному, правда, мотивированный) к таким прошедшим событиям, как выборы Президента США, Государственной Думы РФ VII созыва, Брекзит (референдум) о выходе Великобритании из Европейского Союза, а также предстоящим в 2017 году выборам Президента Франции, в Бундестаг ФРГ, Президента Ирана, в Сенат Казахстана, Президента Республики Корея и многим другим, которые формируют политический ландшафт миропорядка. Дипломатия будет играть в них серьезную роль, также как она проявила себя впервые в 40-ые годы прошлого столетия в рамках содействия ООН ряду суверенных государств по организации в них избирательных циклов и наблюдению за ними. Ныне ооновская практика не только расширилась, но и дает импульс к движению электоральной дипломатии конкретных государств. Так, глубоким международным измерением характеризуются выборы в Государственную Думу России 18 сентября 2016 года. Голосование за рубежом было организовано в соответствии с Конституцией РФ и международными договоренностями на территории 145 стран. На консульском учете к этому времени состояли 1 млн.800 тыс. человек, обладающих активным избирательным правом. Международное наблюдение официально было представлено 774 человеком, делегациями 11международных организаций, включая ОБСЕ/БДИПЧ, Парламентскую Ассамблею ОБСБ, Европарламент, СНГ, МПА СНГ, ПА ОДКБ, ШОС, ПА ЧЭС, Союзное государство Россия и Беларусь. Уже сегодня наблюдается устойчивый интерес за рубежом к будущим (март 2018 г.) выборам Президента Российской Федерации. Несомненно, они станут важным стимулом для развития мирового дипломатического пространства.
Во-вторых, существование солидной международно- и национально- нормативной базы. В общем виде она включает:
Названные источники функционирования современной электоральной дипломатии взаимосвязаны с внутригосударственными, оказывают на них воздействие и сами, эффект обратной связи, испытывают на себе их влияние, в том числе и на уровне юридического и политического развития.
Пример тому - сложившаяся и способная к эволюции конституционно-правовая практика РФ. На международное пространство, его электоральный сегмент естественным образом ориентированы многие акты как законодательного, так и поднормативного свойства. Среди них - Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участке в референдуме граждан Российской Федерации" 2002 г., Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 2014 г., Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 61517 "О разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" и другие важные для электоральной дипломатии акты.
Нельзя, хотя бы конспективно, не отметить в становлении общего международного электорального пространства и роль двусторонних договоренностей ЦИК РФ с зарубежными центральными избирательными органами (28), многосторонними институтами (4). Подчеркнем, что они в совокупности отвечают принципу универсальности внешней политики и дипломатии России (географическому и функциональному). Говоря о процессе становления международной электоральной дипломатии, надо выделить и значение таких источников, как отдельные решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Постановления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, документы министерств и ведомств РФ, касающиеся организации выборов и референдумов в России (МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, ФСБ, Россотрудничество и др.).
В-третьих, сформированная система государственных и негосударственных субъектов электоральной дипломатии. Круг участников в международных делах, связанных с избирательной сферой, на сегодня достаточно устойчив. В него входят прежде всего государства, обладающие суверенитетом и специализированной международной правосубъектностью (высшие органы законодательной и исполнительной власти), особые государственные структуры (центральные избирательные органы).
Другие многочисленные группы - международные межправительственные организации (Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет Европы, СНГ, ОДКБ, Европейский Союз, Организация Американских Государств и др.).
К ней примыкают иные международные акторы в лице Ассоциации организаторов выборов стран Европы, Ассоциация Азиатских избирательных органов, Всемирная ассоциация избирательных комиссий, БДИПЧ/ОБСЕ, Венецианская комиссия при Совете Европы и другие структуры.
Трудно представить себе международные электоральные процессы без институтов гражданского общества и научно-экспертной среды. К ним можно отнести такие субъекты, как Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Российский Общественный институт избирательного права, организации аналогичного плана в зарубежных странах (Бразилия, Индия, ЮАР, США и т.д.). Они обладают соответствующим практическим опытом.
В-четвертых, имеется сложившаяся совокупность форм и методов электоральной дипломатии. Среди них - заключение международных договоренностей (соглашения, декларации, меморандумы, уставы, протоколы), контроль за их выполнением, международное наблюдение, доклады миссий международных наблюдателей, участие в ежегодном Совещании БДИПЧ/ОБСЕ по выполнению обязательств в области человеческого измерения, участие в дополнительном Совещании ОБСЕ по электоральной тематике, конференция ГРЕКО и др. На этом направлении самым активным образом применяются различные методы, в частности, переговоры, мирное решение споров, наблюдения, приемы "мягкой силы". Их практическое задействование и результативность позволяет отметить методологическую, формально-юридическую и прикладную близость электоральной дипломатии с иными компонентами и векторами мировых дипломатических процессов.
В-пятых, дискретность и в определенной степени аксиологичность интересов государств и мирового сообщества в целом в укреплении, прогрессивном развитии электоральной дипломатии. Интересы подобного рода - следствие ряда тенденций, связанных с процессами идентификации суверенных государств, поиском оптимизации их субъектности в XXI в., нахождением новых ресурсов для реформирования международных отношений в условиях достаточно сложной и противоречивой глобалистики.
Для закрепления указанных интересов, относящихся к цивилизованным подходам, имеет смысл продумать формализацию статуса электоральной дипломатии как в национальных (например, в концепциях внешней политики государств), так и международных (в рамках ООН, Совета Европы, СНГ, Европейского Союза, ОБСЕ, Межпарламентского Союза) документах. Это возможно сделать в пределах компетенции МИД, Центризбиркома России, Государственной Думы и Совета Федерации (парламентские делегации по международному сотрудничеству), посредством соответствующей международной инициативы. Она могла бы иметь форму политической декларации, поправок в уставные акты соответствующих международных структур.
Следующий логичный шаг - мониторинг разнообразной дипломатической практики по выборам и референдумам и проведение на данной платформе кодификации правил (договорных, обычных, традиционных), регулирующих сферу электоральной дипломатии. Подобного рода предложения имеет смысл озвучить на действующих международных площадках уже в 2017 г. В частности, в ходе работы генеральной ассамблеи и конференции Всемирной ассоциации избирательных комиссий (Румыния), международной конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (Болгария), 14-ой Европейской конференции избирательных органов "Деятельность избирательных органов для повышения качества избирательного процесса" (Россия), международной конференции, посвященной 15 летней годовщине подписания Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. На национальном (РФ) уровне практически целесообразно начать разработку Концепции электоральной дипломатии Российской Федерации с указанием ее приоритетов, правовой базы, форм реализации, а также задач подготовки специалистов данного профиля (МГИМО (У), Дипломатическая Академия МИД Российской Федерации, РАНХ и ГС).
В развитии этого направления, также как и других векторов современной дипломатии, Российская Федерация призвана сыграть стратегическую роль. Она обладает всем должным потенциалом.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"