Автовладельцы от предложения ведомства тоже не в восторге. Даже несмотря на то, что киргизстанцам пообещали: платить больше будут только хозяева так называемого элитного движимого имущества.
Что было
В разгаре бурной дискуссии, развернувшейся вокруг поступившего в парламент законопроекта, никто и не вспоминает, что на общественное обсуждение в июне 2016 года вынесли другую, если можно так сказать, более жесткую редакцию документа. Во-первых, тогда министерство экономики КР предложило увеличить налог не только на автомобили, но и на недвижимость площадью свыше 200 квадратных метров.
Согласно действующему законодательству, налогооблагаемое недвижимое имущество делится на четыре группы. Изменения касались первой, к которой относятся жилые и дачные дома и квартиры для постоянного или временного проживания. Ставка налога на них составляет 0,35 процента от налогооблагаемой стоимости объекта вне зависимости от площади.
Предлагалось изменить ставку следующим образом: 0,35 процента - до 200 квадратных метров, 0,5 - от 201 до 300, 0,8 - от 301.
Во-вторых, платить больше за своих "железных коней", согласно той редакции документа, должны были бы многие автовладельцы. Только для одних налог увеличился бы в 1,5-два, а для других - в три-четыре раза. В зависимости от срока эксплуатации машины и объема двигателя.
Что стало
В парламент же поступил законопроект в другой редакции. Так, в министерстве экономики пока отказались от увеличения налога на недвижимое имущество. "В ходе общественного обсуждения поступило много замечаний по этому поводу. Поэтому было принято решение перенести продвижение этой инициативы на более поздний срок", - сообщил корреспонденту "РГ" начальник управления фискальной политики ведомства Кубан Айдаралиев.
Что касается движимого имущества, то и эта часть документа претерпела изменения. Теперь в министерстве предлагают увеличить налог для владельцев машин с объемом двигателя больше 3500 кубических сантиметров, но опять же в зависимости от срока эксплуатации.
К примеру, за автомобиль с объемом двигателя 3501 кубический сантиметр до пяти лет эксплуатации придется платить 7875 сомов в год (сейчас 3150). Когда первый показатель превышает цифру 4700, то отдать надо будет уже 16920 сомов (сейчас 4230).
Стоит отметить, что каждые пять лет использования машины сумма будет уменьшаться. Владельцев авто старше 15 лет повышение налога не затронет вообще.
По расчетам министерства экономики, в результате увеличения суммы обязательной выплаты бюджет страны каждый год будет получать дополнительно 180 миллионов сомов. При этом, по словам главы ведомства Арзыбека Кожошева, большинство автовладельцев может не волноваться - машин с двигателями объемом более 3500 кубических сантиметров и не старше 15 лет в республике всего около трех процентов от общего числа. "Простого населения это не коснется, так как данный налог можно назвать социально справедливой платой за право эксплуатации премиальных автомобилей", - отметил Арзыбек Кожошев.
За кого переживают?
Но депутаты парламенты КР с министром экономики не согласны. Законопроект они раскритиковали. К примеру, по словам члена фракции "Республика - Ата-Журт" Жыргалбека Турускулова, автомобили с большим объемом двигателя есть у фермеров, чабанов. "Они не смогут платить налог. Нельзя лезть в карманы людей. Нужно придумать другие способы пополнения бюджета", - сказал он.
А его коллега Максат Сабиров полагает, что платить, как он выразился, зажиточные не будут и заставить их это делать не удастся.
Между тем, по мнению независимых экспертов, причина такого отношения депутатов к законопроекту другая. В интернет-изданиях республики опубликовали данные из деклараций народных избранников. Многие из них либо их близкие родственники являются владельцами дорогих автомобилей, в основном "Лексусов" и "Тойот" стоимостью от 100 тысяч долларов и выше. Поэтому, по словам экспертов, надежд на то, что законопроект будет принят, мало. По крайней мере в предложенной редакции.
Однако и простые киргизстанцы солидарны с парламентариями. Почему? Ведь, по словам чиновников, увеличение налога не коснется большинства автовладельцев в республике. "Если предлагают повысить сумму ежегодной выплаты для владельцев дорогих и новых автомобилей, то рано или поздно начнут рассматривать вариант ее повышения и для владельцев подержанных и недорогих машин. Например, под предлогом, что они угрожают безопасности на дорогах или выхлопные газы у них слишком вредные. Тогда пострадаем и мы", - поделился своим мнением с коррес-пондентом "РГ" владелец старенькой "Хонды" Сергей С.
Компромиссный вариант
Выходом из тупиковой ситуации, по мнению депутата парламента Дастана Бекешева, могли бы стать полная отмена налога на транспорт и включение его в стоимость акциза на ввозимые в республику горюче-смазочные материалы. Соответствующий законопроект уже вынесли на общественное обсуждение. По словам народного избранника, в таком случае, согласно предварительным расчетам, цена за литр бензина увеличится на сом, а солярки - на 40 тыйынов. При этом сократятся расходы государства на администрирование налога и будет экономиться время, которое тратят владельцы автомобилей на его уплату.
Но против отмены выступают нефтетрейдеры и представители муниципалитетов. Первые опасаются, что их обвинят во взвинчивании цен на горючее. Вторые боятся лишиться доходов от транспортного налога.
Тем временем
Сбор налога на транспорт в республике в 2016 году превысил плановые показатели. По данным правительства КР, налог оплатили почти за 740 тысяч автомобилей. Сумма составила 796 миллионов сомов. Это на 94 миллиона больше, чем было запланировано. Если же сравнивать с 2015 годом, то больше на 107 миллионов. Всего в республике зарегистрировано более миллиона автотранспортных средств.
Кстати
В 2016 году киргизстанцы заплатили через терминалы 170 миллионов сомов налогов. Согласно официальным данным, через периферийные устройства произведено 139 257 платежей. Это на 55 тысяч больше, чем в 2015-м.