Эксперты проекта Общественного народного фронта "За права заемщиков" оказали юридическую поддержку тем, кто обратился к ним за помощью. Сегодня таких уже более пятидесяти человек, десятерым удалось расторгнуть кабальные договоры и вернуть деньги. Но количество пострадавших от действий чересчур ретивых "продавцов красоты" постоянно растет.
Наталья Мирошниченко - одна из тех, у кого получилось выпутаться.
- Мне 50 лет, я сейчас без работы, лишних денег в семье нет, - говорит Наталья. - Кредитов боюсь как огня. Никогда в жизни мне не доводилось покупать что-то на заемные средства. Но в один прекрасный день я задолжала салону красоты 250 тысяч за косметические процедуры. Пытаюсь вспомнить, как подписывала бумаги, и не могу. Этот момент начисто выпал из памяти.
А начиналось все самым обыденным образом. Наталье позвонили на мобильный телефон и уговорили прийти на процедуры. "Предложение уникальное. Вернем не только молодость, но и здоровье, ведь в салоне работают ведущие врачи государственных клиник. Только паспорт не забудьте". Посулили все сделать бесплатно, потому что услуги оказываются по полису ОМС. (Кстати, косметические услуги никогда и не оказываются по полису, значит, обманывали с самого начала.)
- Встретили ласково, правда, сразу попросили оставить у администратора паспорт для учета, а вот про полис - ни слова, - рассказывает Наталья. - Сотрудники порхали надо мной, как феи. Шею помяли, прицепили на палец пульсоксиметр. Он, кстати, есть в любой скорой помощи. Элементарный прибор показал все: состояние вен, сердца, головного мозга, позвоночника. Резюме - жизнь моя на волоске. И тут же приободрили: все исправимо, надо только заняться собой.
Наталье предложил целый комплекс процедур, рассчитанный на год. Нет денег? Не проблема, все решит кредит. А если не подпишете договор, загнетесь. Сделку заключили прямо на кушетке. Важная деталь, которая возникает почти во всех рассказах пострадавших от "салонного кредитования". Наталья утверждает, что, когда она заключила договор, ей дали выпить водички, после этого она почти ничего не помнила. Женщина ушла в какой-то эйфории, счастливая и с бумагами в сумочке. На следующий день поняла, что должна банку огромную сумму. События пришлось восстанавливать в памяти по крупицам. Она подписалась на лечение волос, лимфодренаж, уколы от морщин, на микро... Названия некоторых процедур незадачливая клиентка даже выговорить не в состоянии.
Наталья обратилась за помощью к брату. Сергей Леонидович до пенсии работал в правоохранительных органах и разговаривать с мошенниками умеет.
- Я потребовал лицензию, - рассказывает Сергей. - Но, оказалось, она на продлении. Дипломы врачей? Они у медиков дома хранятся. Хоть бы один документ предоставили. Поначалу старались успокоить: мол, возьмут сестру на работу - делать укольчики от морщин. Тогда и кредит будет чем выплачивать. Обещали научить за три дня, неважно, что у Натальи медицинского образования нет. Я только ахнул: что же за специалисты здесь работают? Потребовал расторгнуть договор, заключенный, кстати, под 27 процентов. Связываться они со мной не стали, уступили хоть и со скандалом. Однако объяснили, что кое-какие услуги сестра уже получила, и они отнюдь не бесплатные. Стоимость диагностики по пульсу, массажа шеи и душевных разговоров обошлась Наталье в 20 тысяч. Их, конечно, не вернули. На эту сумму начали капать проценты.
В конце концов, Наталье удалось расстаться с салоном красоты. Но многие женщины, прельстившись на обещания подлечиться задарма или вернуть привлекательность, до сих пор работают на процветание этого заведения. А желающие на себе испробовать чудодейственную силу бесплатных примочек не переводятся.
Михаил Алексеев, кандидат юридических наук, эксперт движения ОНФ "За права заемщиков":
- Целевая аудитория таких центров красоты - женщины пожилого и среднего возраста. Львиная доля из них - пенсионерки. В этом возрасте появляются проблемы со здоровьем, и люди легче поддаются на уговоры. Самое неприятное, что им предлагают не только косметические процедуры. Узнав, чем человек болен, говорят, что именно этот специалист у них есть, и обещают вылечить. Обвинить сотрудников салона в мошенничестве сложно, потому что в договорах стоят настоящие подписи клиентов. Вопрос в том, в каком состоянии люди подписывают документы. Механизм обмана такой. Как правило, это происходит после 4 - 5 часового разговора с опытным менеджером, который вооружен отработанной техникой внушения, владеет нейролингвистическим программированием или элементарным уровнем гипноза. Пока клиента одурманивают, другие сотрудники отправляют в банк заявку на кредит. При попытке расторгнуть сделку убеждают клиента, что это неосуществимо и запугивают проблемами со здоровьем. Однако, как показывает практика, избавиться от кабалы не так уж сложно. Договоры составляются с массой нарушений, и грамотный юрист, зацепившись за любое, докажет их неправомерность. Но, как правило, дело не доходит до суда. Когда жалоб на такие организации становится слишком много, они меняют юридическое лицо и работают дальше. Помочь может только информированность людей о действиях мошенников.
Марина Клименко, кандидат психологических наук:
- Юристы не преувеличивают, когда говорят об измененном психическом состоянии, в котором люди подписывают кабальные договоры. Речь идет не о способах уговорить человека взять кредит, а об агрессивных методах, угнетающих психику. Есть примеры, когда после посещения подобных заведений клиенты не могут восстановиться несколько месяцев: испытывают панические атаки, головные боли, бессонницу. Обратите внимание, как профессионально работают продавцы. Расслабляющая музыка и массаж, смена людей, перескакивание с плохих новостей о внешности и здоровье к хорошим - все можно исправить: "Вы сморщенная, как сухофрукт, муж вас бросит, жизнь закончите в нищете. Но именно мы поможем". Впечатлительный человек входит в транс и в этом состоянии подписывает бумаги. Тут же ему предлагают выпить воды или другой напиток. Это типичный прием, так называемая отсечка. После нее человек почти ничего не помнит. В себя приходит только дома.
Как не стать должником в салоне красоты
Если вас приглашают посетить бесплатную косметическую процедуру или обследование и просят захватить паспорт, будьте бдительны. Не передавайте никому свои паспортные данные и не допускайте использование личных документов без вашего ведома. Внимательно изучайте документы, предоставленные для подписания сделки купли-продажи товара или услуги. Не поддавайтесь психологическому воздействию со стороны представителей салонов красоты, которое может выражаться в критике внешнего вида, навязчивых рекомендациях по уходу, уговорах совершить "жизненно необходимую" покупку товаров или услуг. При посещении салона не пейте предлагаемые напитки.
Что делать, если вам все-таки навязали кредит?
Не ходите в салон для расторжения договора в одиночку. Если вас смогли одурманить один раз, смогут и второй. Есть случаи, когда особо впечатлительным, навязывали еще один кредит. В договоре должны быть прописаны все условия, на которых предоставляется кредит, в том числе срок, в течение которого заемщик вправе отказаться от услуг. Требуйте расторжения как можно быстрее. Если услуги еще не оказаны, деньги вернут. Если после оказания косметологической услуги либо употребления товара у вас появилась аллергическая реакция или иные неприятные ощущения, незамедлительно обращайтесь к врачам для определения диагноза. Сохраните медицинское заключение, это поможет вам вернуть деньги.
Помните, что профессиональная деятельность по предоставлению кредитов осуществляется согласно федеральному закону "О потребительском кредите (займе)" только кредитными или микрофинансовыми организациями. Сотрудники салона красоты не имеют права выступать от имени банка.