В этом году наивысшую награду Берлинского международного кинофестиваля (Berlin International Film Festival) - специальный приз Berlinale Camera - получают сразу три заслуженных кинематографиста: продюсер и дистрибьютор Нансун Ши (Гонконг), кинокритик и писатель Самир Фарид (Египет) и актер Джеффри Раш (Австралия).
Последний наиболее известен во всем мире (и в России, в частности). Это и было одной из причин, почему на Берлинале его чествовали особо. Вторая причина в том, что Джеффри Раш, который приезжает в Берлин на фестиваль уже в десятый раз, привез вместе с коллегами сюда в этом году новую картину. Одну из самых заметных в программе, хотя и вне основного конкурса. Это - новая кинолента актера, режиссера и продюссера Стэнли Туччи - "Последний портрет". Вольная экранизация романа Джеймса Лорда "Портрет Джакометти". Американский искусствовед и писатель, Лорд (его играет Арманд Хаммер) написал книгу о своем общении с легендарным художником XX века Альберто Джакометти (в этой роли - непревзойденный Джеффри Раш). Писатель изучал художника, в то время, как тот писал портрет писателя.
В то время, как Нансун Ши наградили на кинорынке EFM в Martin-Gropius-Bau, Самиру Фариду еще предстоит получить приз 15 февраля в Berlinale Lunch Club в 12:30, награждение Джеффри Раша прошло на главной площадке фестиваля "Берлинале Паласт", перед премьерой фильма "Последний портрет".
Интрига состояла еще и в том, что на пресс-конференции по фильму, которая прошла днем того же дня, Джеффри Раш отсутвовал. И это вызвало у прессы вздох разочарования. На встрече со СМИ были сам режиссер Стенли Туччи, Арманд Хаммер - один из самых красивых автеров мирового кинематографа и актриса Клеманс Поэзи, сыгравшая в фильме роль любовницы и музы великого художника.
Обозреватель "РГ" ранее запросившая индивидуальное интервью с Джеффри Рашем, получила отказ, мотивированный тем, что пребывание актера в Берлине ограничено по времени. Когда же был подан запрос на интервью с кем-нибудь из членов команды фильма - пришел ответ, что они все слишком востребованы, поэтому также "невозможно". И, судя по отсутвию Джеффри Раша днем, у части представителей СМИ появились сомнения - а прилетит ли он вообще.
Но он появился. На красной дорожке перед премьерой. Колоритный, с гривой седых волос. Около часа проходила по дорожке вся команда фильма ко входу в "Берлинале Паласт" (фотографируясь с поклонниками, раздавая атографы, позируя перед профессиональными камерами), где их уже встречали, как и остальных гостей, директор фестиваля Дитер Косслик в красном шарфе под цвет ковра и посол Австралии в Германии.
Когда почетные гости заняли свои места в зале - а на церемонии присутвовала также министр культуры и медиа Германии и другие высокие лица, ведущая пригласила на сцену знаменитого австралийца Барри Коски - актера и режиссера, известного своими постановками оперных спектаклей - в последние годы он занимает пост главного режиссера Берлинской комической оперы (Komische Oper Berlin). Коски произнес остроумную и зажигательную речь, посвященную Джеффри Рашу. Он напомнил, что Раш уже получал все три самые престижные актерские награды - "Эмми", "Оскар" и "Тони" - и другие призы, снялся в восьми фильмах, представленных на Берлинском международном кинофестивале в разные годы. В частности, назвал картины "Влюбленный Шекспир" Джона Мэддена и "Перо маркиза де Сада" Филиппа Кауфмана (они участвовали в конкурсе Берлинале в 1999 и 2001 годах). А также фильмы "Король говорит", "Лучшее предложение", "Фрида", "Воровка книг" и другие.
Ведущий многократно шутил по поводу Австралии. А затем сказал, что Джеффри Раш - это клоун в самом высоком смысле этого слова, что актер использует свое тело и голос как инструмент и исполняет на нем "удивительную музыку", причем в разных жанрах.
Затем на сцену вышел директор Берлинале Дитер Косслик и пригласил на нее "виновника торжества". После того, как ему вручили приз, Джеффри Раш прочитал по бумажке благодарственную речь. А потом - изобразил к удовольствию всего зала, как он делает "селфи" "Золотой камерой". Такое "селфи" дорогого стоит - ведь камера сделана ювелиром Георгом Хорнеманном, состоит из 128 компонентов, и многие из серебряных и титановых деталей - подвижны.