Новости

Россияне смогут "ходить" в банки, не вставая с дивана
Банки уже тестируют удаленную голосовую идентификацию клиентов. Фото: depositphotos.com Банки уже тестируют удаленную голосовую идентификацию клиентов. Фото: depositphotos.com
Банки уже тестируют удаленную голосовую идентификацию клиентов. Фото: depositphotos.com
Россиянам, которые живут в отдаленных уголках нашей страны, скоро не придется преодолевать огромные расстояния, чтобы добраться до ближайшего отделения банка. Удобнее станет и тем, кто не любит выходить из дома, даже имея на это веский повод. Во втором квартале в нашей стране будет запущен пилотный проект, который позволит дистанционно предоставлять населению полный спектр банковских услуг. Об этом "Российской газете" сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев.

Речь идет о запуске системы удаленной идентификации и аутентификации клиентов кредитных организаций. Когда она заработает, получение услуг упростится максимально. Человек, который уже является клиентом хотя бы одного российского банка, сможет открыть вклад или счет в любой другой кредитной организации. При этом лично приходить туда и предъявлять паспорт уже не потребуется: банки смогут опознавать его по единой учетной записи в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). В ней сейчас уже находятся данные 33 миллионов жителей страны. "Очное" присутствие в офисе банка потребуется только в случае, если у кредитной организации появятся сомнения в добросовестности клиента.

"Чтобы реализовать этот пилот, необходимо было разработать законопроект и акт правительства. Документы мы подготовили, сейчас они проходят межведомственное согласование, - рассказал Алексей Козырев. - Надеемся, что решение будет принято в ближайшее время и мы сможем начать пилотный проект. На первом этапе будем дорабатывать системы и технологию, на втором - предложим банкам участвовать в их тестировании".

Между тем некоторые российские банки уже начали запускать облегченные варианты идентификации своих клиентов. Один крупный банк, к примеру, тестирует голосовую идентификацию клиентов, пользующихся онлайн-приложением кредитной организации. В этом случае система при обращении пользователя к приложению сравнивает его голос с "эталонным" образцом, который был записан и прислан им самим ранее.

Другая кредитная организация решила использовать для идентификации биометрию лица. Система опознает клиента, когда он берет талон электронной очереди. Лицо человека сравнивается с уже имеющимися в базе данных изображениями, которые накопились в банке за последние годы.

29 процентов россиян готовы делится своими персональными данными в обмен на скидки и привилегии

В результате такой предварительной идентификации операционист может быстрее получить все необходимые для работы с клиентом данные, повысить скорость, качество обслуживания и просто улучшить человеку настроение, обратившись к нему по имени-отчеству. Согласитесь, ведь приятно прийти в свой банк и быть узнанным, даже не являясь ВИП-клиентом. Кстати, за счет ускорения обслуживания может заметно снизиться и острота проблемы очередей, актуальная сейчас особенно для крупных банков.

"На данном этапе развития биометрии и, если можно так выразиться, зрелости общества использовать такие технологии для надежного подтверждения банковских операций, как мне кажется, рано. Если брать тот же голос, то у одного и того же человека он может меняться в зависимости от того, в каком он сейчас настроении, болен он или здоров. То же самое можно сказать и о внешнем облике. Биометрические технологии, повторюсь, на нынешнем этапе их развития такие нюансы могут не учитывать", - говорит Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра Zecurion.

Для базовой идентификации, проще говоря, узнавания клиентов для повышения их лояльности, предупреждения образования очередей эти системы, безусловно, можно использовать уже сейчас, уверен он: "Собственно, они во многих странах активно применяются уже несколько лет. Не только в банках, но и, к примеру, в фешенебельных магазинах".

По словам Ульянова, биометрические технологии сейчас вполне доступны, если вести речь о стоимости их внедрения. Так что банки, даже небольшие, при желании могли бы уже сейчас начать их использовать. "Но вряд ли это реально произойдет в перспективе трех - пяти лет, - сомневается эксперт. - Банки достаточно консервативны, да и население в том, что касается банковских услуг, - тоже. Например, такой сервис, как банк-клиент (ныне хорошо знакомый нам как интернет-банкинг), коммерческие компании начали использовать еще в начале 2000 годов. Граждане получили этот сервис и начали активно им пользоваться лишь спустя десятилетие".

Впрочем, с тем, что банки консервативны, можно поспорить. Некоторые, преимущественно крупные кредитные организации, располагающие хорошими финансовыми ресурсами и желанием технологически совершенствовать свои услуги, достаточно активно внедряют инновации.

К примеру, на днях один из российских банков объявил о запуске чат-бота - виртуального помощника - для малого бизнеса, другой ранее предложил трейдерам торговых роботов, которые помогают анализировать большие массивы данных для разработки биржевых стратегий. А еще одна кредитная организации вообще объявила о намерении "принять в штат" виртуального сотрудника.

Тем временем

Индийский банк DCB объявил о том, что его клиенты в этом году могут начать открывать счета удаленно благодаря сканированию сетчатки глаза и биометрической идентификационной базы Aadhaar. До этого другой индийский Yes Bank презентовал клиентам POS-терминалы, которые также работают с биометрическими данными пользователей. Напомним, проект Aadhaar индийские власти запустили несколько лет назад. Он заключался в том, что гражданам страны на основе сканирования отпечатков их пальцев и радужной оболочки глаз должны были присвоить уникальные ID-номера. Подразумевалось, что их можно будет использовать для доступа к различным услугам. В том числе к банковским.