13.02.2017 19:05
    Поделиться

    Берлинский фестиваль полюбил счастливые финалы

    Как начать жизнь сначала? Этому вопросу на Берлинcком фестивале уже было посвящено немало картин: тема не выходит из репертуара Берлинале и завораживает европейских режиссеров - как, например, австрийца Йозефа Хадера, автора конкурсной комедии "Дикая мышь".

    "Мне хотелось рассказать о проблемах в среде новой буржуазии", - признался австрийский сатирик на пресс-конференции. В своем дебютном фильме он стремился "отразить время, в которое мы живем".

    Главный герой, музыкальный критик престижной венской газеты, сыгранный самим режиссером, живет хорошо, пока не попадает в железные тиски капитализма. Став жертвой редакционных сокращений, вошедший в лета Георг уже не имеет шансов на новое рабочее место, и все в его жизни, казалось бы, катится под откос. В том числе и отношения с женой (Пиа Хирцэггер), уже уставшей ждать поздних детей и подбивающей мужа на искусственное оплодотворение.

    Фильм рассказывает о перипетиях судьбы бывшего журналиста с чисто австрийским юмором. Даже расставание с любимой женщиной, постоянно сидящей перед стаканом вина, но не забывающей и о спорте, кажется не таким трагичным на фоне комичных ситуаций, которые сам себе создает Георг.

    То он в апатии нарезает круги по парку в детском паровозике, то покупает ножик, чтобы повредить брезентовую крышу кабриолета своего бывшего шефа, то сбивает камеры видеонаблюдения и уродует фасад его дома. Не говоря уже об идее пустить классическую музыку на "американских горках", чтобы привлечь туристов на аттракцион новообретенного друга Эриха, асоциального лузера, перебивающегося случайными заработками.

    Да и название аттракциона "Дикая мышь" само по себе - смешная метафора, которую можно применить к главному герою фильма. Смех присутствует в каждом кадре картины. Недаром директор фестиваля Дитер Косслик обещал, что для фильмов нынешнего Берлинале "при всем их трагизме характерен оптимизм и хеппи-энд", а режиссеры стараются "смотреть на самые безвыходные ситуации с толикой юмора". Вот и Йозеф Хадер признался, что "шутка в фильме может быть эффективнее, когда речь идет о трагедии".

    Даже актеров режиссер выбирал по чувству юмора. Так, одну из ролей сыграл Денис Москитто, который во время кастинга сказал фразу, вошедшую в сценарий: "Я ел израильский сыр, потому что он производится экологично, но теперь отказался от него из-за неясной политической ситуации". Вообще, фильм Хадера укоренен в европейской повседневности и настроен ультрареалистично. Фоном постоянно идут информационные выпуски радио: "Мы слушаем катастрофические новости безучастно - их так много, что нам уже нет дела", - объясняет Хадер.

    Характерное для картин фестиваля волшебное превращение злых героев в добрых происходит и в "Дикой мыши". Даже пострадавший от мести героя редактор не заявляет на Георга в полицию, не требует от него возмещения ущерба и в конце концов предлагает мир. Что окончательно срывает крышу у несчастного критика.

    Так или иначе, страдать от потери работы и жены в сытой Вене под звуки классической музыки приятнее, чем в бедном пригороде Киншасы, который стал кулисами другого фильма - "Фелисите" (режиссер Ален Гомис), показанного в один день с "Дикой мышью". И неважно, выбрасывает ли голый Георг бутылку виски со снотворным, которую заготовил для самоубийства, в альпийский снег, или темнокожая женщина обретает семейное счастье под жарким африканским солнцем, - фильмы со счастливым концом хороши на всех континентах.

    Поделиться