За последние 15 лет сельское хозяйство стало не просто успешным бизнесом, а флагманом национальной экономики. Мы сами производим, сами обеспечиваем себя всеми необходимыми продуктами, занимаем ведущие позиции на мировом рынке зерна.
И все бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: ежегодно наша страна тратит более $1,8 млрд на приобретение зарубежных агротехнологий. По некоторым сельскохозяйственным культурам зависимость от импортных семян достигает 80%.
С помощью каких конкретных механизмов можно переломить эту ситуацию и создать собственную высокотехнологичную базу в агропромышленном комплексе - на эти и другие вопросы в интервью "Российской газете" ответила Елена Скрынник, министр сельского хозяйства РФ 2009-2012 гг., глава Международного независимого института аграрной политики.
В конце прошлого года президент своим указом утвердил Стратегию научно-технологического развития РФ. Бывший министр финансов, зампредседателя Экономического совета при президенте Алексей Кудрин недавно сказал, что технологическое отставание страны угрожает ее безопасности. Еще восемь лет назад, назвав экспорт новой точкой роста сельского хозяйства, вы указали на необходимость полномасштабной модернизации отрасли. Сейчас разрабатываете Стратегию развития агропромышленного комплекса до 2035 и на период до 2050 года, одним из приоритетов которой также является достижение технологической независимости отрасли. Елена Борисовна, а что на практике это означает?
Елена Скрынник: Ответ начну с небольшой ретроспективы. Уверена, вы прекрасно помните 90-е годы и начало 2000-х, когда на нашем рынке был дефицит отечественных продуктов - мяса, молока, овощей. Все заполонили импортные товары сомнительного качества, и перед руководством страны стояла задача положить этому конец. Был принят ряд стратегических мер по улучшению финансирования отрасли, повышению качества управления, технической модернизации. Ситуация изменилась кардинально: мы достигли высокого уровня продовольственной безопасности, за счет собственного производства обеспечены всеми необходимыми качественными продуктами. Значительно выросли объемы агроэкспорта.
Наступил следующий этап - масштабное импортозамещение и экспортная экспансия. Однако, как и в случае с ростом внутреннего производства, так и с увеличением экспортных поставок, до сих пор нерешенным остается вопрос зависимости от иностранных технологий. Это генетика, селекция, агрохимия, техника.
Россия ежегодно тратит более $1,8 млрд на приобретение импортных семян, генетического материала, ветеринарных препаратов, агрохимии. К примеру, доля зарубежных семян по сахарной свекле, картофелю достигает 80%. Являясь одной из ведущих мировых аграрных держав, лидерами по экспорту пшеницы, мы должны быть полностью самостоятельными и неуязвимыми в сфере агротехнологий. Два главных условия сохранения и наращивания темпов развития отечественного сельского хозяйства: системная господдержка и эффективное управление отраслью, а также точки роста - новые рынки сбыта и технологическая независимость.
Именно поэтому в рамках Стратегии с учетом передового российского и международного опыта представлен комплекс конкретных мер и механизмов решения этой задачи.
Что в первую очередь необходимо сделать для "технологической перезагрузки" в сельском хозяйстве?
Елена Скрынник: Во-первых, рассмотреть возможность создания национальной системы технологического развития. Основные направления - четкая координация управления инновациями в отрасли, научные исследования и разработки, трансфер технологий и знаний, взаимодействие с высокотехнологичными международными компаниями, развитие системы прогнозирования.
Во-вторых, научно-технологическая перезагрузка невозможна без системной поддержки со стороны государства, частных российских и зарубежных инвесторов.
Позитивную роль могут сыграть региональные инвестиционные пулы, главными задачами которых наряду с обеспечением роста производства станет поддержка инновационных стартапов. Это позволит более оперативно реагировать на изменение макроэкономических условий, эффективно поддерживать модернизационные инициативы агробизнеса. Такие идеи уже прорабатываются в регионах.
В-третьих, формированию национальной технологической базы в агросекторе будет способствовать активная внешняя политика в части приобретения долей или целых компаний - агротехнологических лидеров мирового рынка. Таким образом, мы сможем значительно расширить опыт и методы работы в инновационной сфере.
Говоря о технологической модернизации, мы предусматриваем развитие соответствующей системы стандартизации и сертификации, прогнозирования, тесной обратной связи между агробизнесом и наукой. У нас есть успешные примеры по организации в регионах научно-производственных центров.
В сфере агротехнологий главный принцип - от идеи до результата. Именно так выстраивается работа ведущих российских сельхозпроизводителей, крупнейших международных институтов технологического развития.
Елена Борисовна, а какие примеры из международной практики заслуживают наибольшего внимания?
Елена Скрынник: В части эффективности сельского хозяйства за счет развития агротехнологий хочу особо выделить японские центры превосходства и бразильскую корпорацию сельскохозяйственных исследований. Они успешно аккумулировали человеческие и инвестиционные ресурсы для проведения исследований в прорывных направлениях, обеспечили ускоренный трансфер новейших технологий в реальный сектор. Такие центры являются эффективными модераторами производственно-экономических процессов, точками роста интеллектуальной активности.
Благодаря трансферу самых передовых знаний и агротехнологий, быстрой адаптации их под свои особенности Бразилия смогла за последние 15 лет добиться колоссальных результатов в сельском хозяйстве, несмотря на существующие макроэкономические сложности в стране. Экспорт бразильской сельхозпродукции вырос в 4-5 раз - с $20 до $80-100 млрд, объемы производства зерновых и зернобобовых увеличились почти в 3 раза.
Вышеперечисленные модели управления в качестве примера могут быть использованы и в наших условиях на основе государственно-частного партнерства.
Но еще раз отмечу, что в нашей стране среди не только крупного, но и среднего агробизнеса накоплен эффективный опыт по созданию высокотехнологичных производств, который необходимо тиражировать.
Когда мы говорим о технологиях, то подразумеваем ускоренный качественный рост внутреннего производства, импортозамещения. При этом очевидно, что без широкоформатной модернизации невозможно добиться доминирования России на глобальном продовольственном рынке. Какую роль в этом процессе будет играть представленная вами в рамках Стратегии до 2035-2050 годов Экспортная доктрина?
Елена Скрынник: В свое время Доктрина продовольственной безопасности, Госпрограмма развития сельского хозяйства заложили мощный нормативный фундамент для существенного повышения эффективности сельского хозяйства, определили базовые приоритеты, актуальные и по сей день. Более того, они позволили добиться серьезного прорыва в импортозамещении, повышения доступности кредитов за счет субсидирования процентной ставки, снижения уровня административных барьеров, усиления малого и среднего агробизнеса.
На сегодняшний день системообразующей идеей в отрасли становятся обеспечение технологической независимости, развитие агроэкспорта. При этом мы учитываем, что продовольственное эмбарго не будет вечным и нам необходимо тщательно готовиться к здоровой конкуренции с иностранными производителями.
В этой связи крайне важно ввести новую стратегическую платформу, которая может сформировать четкий горизонт планирования для всех игроков аграрного рынка, обеспечить дополнительную динамику структурного роста в отрасли. В качестве такой платформы может быть предложена Стратегия до 2035 года и на период до 2050 года, одним из базовых документов которой является Экспортная продовольственная доктрина. Ее главная цель - создание адаптивного, технологичного, отвечающего всем современным тенденциям сельского хозяйства.
В цифрах это означает следующее. Последовательная реализация Стратегии (по инновационному сценарию) в условиях роста реальных доходов населения, господдержки агросектора позволит увеличить объем производства продукции сельского хозяйства к 2035 году в три раза в денежном выражении, сумму экспорта - до $150 млрд.
Елена Борисовна, вопрос, который волнует наших читателей. В отрасли только заработала новая схема льготного кредитования и субсидирования, а уже возникают сомнения в ее эффективности. Удастся ли сохранить набранные темпы роста в сельском хозяйстве?
Елена Скрынник: Из своего личного опыта скажу, что только при оперативном взаимодействии всех заинтересованных сторон, налаживании обратной связи с бизнес-сообществом, включая фермеров, можно эффективно использовать все преимущества новых механизмов поддержки. Позитивный результат возможен, когда обеспечена консолидированная позиция по отрасли, преемственность доказавших на практике свою эффективность подходов, апробация планируемых к реализации механизмов.
Именно за счет такого подхода, используя эффективные меры контроля: реестры бюджетополучателей, мониторинг доведения средств до конечных получателей, соглашения с регионами, мы смогли на 100% реализовать новые в период 2009-2012 годов механизмы грантовой поддержки начинающих фермеров, субсидирования экономически значимых региональных программ, а также кредитов на строительство жилья в сельской местности и ряд других.
В результате мы имеем устойчивую динамику развития отрасли, эффективное импортозамещение и значительный рост экспорта.
Принципиально важным является аспект, на который указал президент России Владимир Путин, - это минимизация бюрократии при кредитовании сельхозпроизводителей.
Отдельно хочу сказать про поддержку малых форм хозяйствования.
Я, как член президиума правительства Владимира Владимировича Путина в период 2009-2012 гг., министр, отвечавший за отрасль, знаю, сколько сил и средств было потрачено на поддержку фермеров. В результате за десять лет они увеличили производство сельхозпродукции в семь раз - почти до 600 млрд рублей. Это самый динамично развивающийся сегмент агропромышленного комплекса.
Основное - не потерять вложенные средства, сохранить темпы роста в отрасли, а это значит, обеспечить доступность льготных финансовых ресурсов. Труд аграриев - гарант продовольственной безопасности страны, социально-экономической стабильности сельских территорий.