Дотошные пушкинисты подсчитали - Пушкин 22 раза вызывал на дуэль, его вызывали 6 раз, в двух случаях неясно кто кого вызвал. Реально дуэлей было 4, причем в трех случаях оба стреляли в воздух. Дуэль с Дантесом с самого начала была другой - смертельные условия, расстояние - 10 шагов. Пушкин был "болен" дуэлями. Как и все он отлично понимал нелепость этого боя гладиаторов, в 90% случаев - из-за нелепых ритуалов, условностей. "Евгений/.../Был должен оказать себя/ Не мячиком предрассуждений,/Не пылким мальчиком, бойцом/Но мужем с честью и умом". Так что "честь" (не говоря уж про ум) как раз - ПРОТИВ дуэли. Но... "Но шепот, хохотня глупцов..."/И вот общественное мненье!/Пружина чести, наш кумир!/И вот на чем вертится мир!".
Дуэль - ничего геройского, просто страх общественного мненья сильней страха выстрела! Что ж, сам Пушкин об этом прямо говорил - "К чему бесплодно спорить с веком?/ Обычай деспот меж людей". Это было иронически высказанное, но вполне серьезное кредо.
Однако понятно, что одно дело - дань ритуалу, совсем другое - практически осознанное решение идти на смерть (или на убийство!).
Причины этой дуэли - тема многих книг. Разбирать их здесь я не буду. Важно другое - Дуэль послужила основанием Мифа о Пушкине.
Миф этот, как известно, сложил "наследник по прямой" - Лермонтов. И именно его "Смерть поэта" стала знаком того, что эстафету Первого поэта России он принял (как выяснилось, принял и дуэльный пистолет...). "Смерть поэта" - абсолютно искренний и гениальный пиар, имеющий мало общего с реальностью, но СОЗИДАЮЩИЙ СВОЮ реальность.
Лермонтов описывает дуэль Пушкина - с целым Миром, особенно с светской чернью, с властью, со всей жестокой, подлой несправедливостью этой жизни.
Все обвинения против Света - фантазии. "Надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов/ Пятою рабскою поправшие обломки/ Игрою счастия обиженных родов!/ Вы, жадною толпой стоящие у трона,/ Свободы, Гения и Славы палачи!/ Таитесь вы под сению закона,/ Пред вами суд и правда - все молчи!..".
Кто эти страшные придворные нувориши? "Имена, фамилии, явки"? Их нет. Придворная камарилья состояла тогда как раз из потомков древних родов - Волконские, Воронцовы, Кочубеи... Немногочисленные "выскочки" - потомки фаворитов Петра, Елизаветы, Екатерины, Павла - Меншиковы, Разумовские, Орловы, Кутайсовы нигде и никак не враждовали с Пушкиным. Да и вообще Власть - т.е. Император и его "спецпредставитель по делам Пушкина", граф Бенкендорф - хотя и имели "непростые отношения" с Поэтом (как они могли быть "простыми" с Пушкиным?), но в целом скорей ему покровительствовали и уж точно - не притесняли. Придворное звание "камер-юнкер", которое нам кажется унизительным (так считал и сам Пушкин) соответствовало чину полковника, Пушкин получил его в 33 года, что считалось тогда совсем не плохо. И Пушкин был вполне лоялен к власти, двору ("Его я просто полюбил:/Он бодро, честно правит нами").
Словом, фактическая сторона стихотворения - лишь гневные эмоции Лермонтова, говорящие о ЕГО душевном состоянии. Но в Великом Пиаре так и должно быть. Своим "Сонетом 66" - обличением Мира и Судьбы - Лермонтов и перебросил мост между собой и Пушкиным и сотворил Легенду. Эта Легенда оказалась живее всех живых и удивительно легла в пазлы именно творчества Пушкина, которое стало Колеей Русской Истории.
А.С. - и правда "наше все".
Не просто гениальный поэт. Нет. Именно "из-за Пушкина" и с его времени, История России стала литературоцентричной, "практическим литературоведением". Редкий в Истории Человечества (как уникален БЫЛ и феномен "русской интеллигенции").
Пушкин написал Гимн русской интеллигенции, этой вечной АнтиВласти. Тут и "Товарищ, верь: взойдет она/Звезда пленительного счастья,/ Россия вспрянет ото сна,/ И на обломках самовластья/ Напишут наши имена!". ЭТА линия пушкинианы сакрализирована Лермонтовым. Пушкин - Отец и Пророк Русской Свободы, отдавший за нее жизнь, боровшийся и уничтоженный Властью.
Пушкин написал Гимн казенного, брутально-антизападного патриотизма - "Клеветникам России". Там есть АБСОЛЮТНО ВСЕ - и глобальное, сущностное противостояние Европе, и, как ни удивительно, ВСЕ конкретные сюжеты даже сегодняшнего дня. И "спасибо деду за Победу" и "если надо - повторим" и "спор славян между собой"...
Наконец, Пушкин в нескольких афоризмах навсегда отчеканил охранительный взгляд на Россию, катехизис любой Власти на добрых 200 лет вперед - "русский бунт бессмысленный и беспощадный", "Правительство - первый европеец", "Народ безмолвствует".
И это был ОДИН человек.
Власть - любая! - необыкновенно ценила то, что Пушкин, этот Кумир либералов, "креаклов", ПРИЗНАВАЛ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВОТУ ВЛАСТИ! В спорах с "разрушителями", слова и логика Пушкина - вашего, господа, Пушкина! - высший, неубиенный аргумент. Для Власти (царской, советской, сегодняшней, завтрашней) он - СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ! Но и для "вечно побежденной" либеральной интеллигенции Пушкин - "наш посол во власти". Тоже СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ! Именно Пушкин, его скептически-охранительный взгляд - "последнее прибежище либералов", после того, как очередная иллюзия ударяется о стенку реальности...
Принадлежа Двум Россиям, Пушкин, конечно, не мог их "объединить". Да это и не нужно - вечная раздвоенность, один из источников ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ России, что, конечно, воплощено ярче всего именно в Пушкине. Но Пушкин - та Национальная Скрепа, которая "связывает Россию", позволяет головам Орла, глядящим в разные стороны, все же понять друг друга.