Погодные капризы привели к тому, что сразу три мировых производителя оливкового масла зафиксировали снижение урожая и рост цен на этот продукт, сообщил Международный совет по оливкам (IOC). Например, закупочные цены на оливковое масло первого отжима (extra virgin) в январе этого года по сравнению с январем прошлого выросли на 10 процентов в Испании, на 17 процентов в Греции и на 70 процентов в Италии. При этом в Италии ситуация осложнена тем, что жаркая и влажная погода минувшим летом привела к росту популяции маслинных мух, нашествие которых может наполовину сократить сезонный урожай.
Между тем популярность оливкового масла растет и в России, которая ежегодно потребляет около 20 тысяч тонн этого продукта. Впрочем, как считают эксперты, нынешний рост цен вряд ли приведет к существенному изменению ситуации на российском рынке. "Оливковое масло в структуре потребления населением в России не превышает 1,5-2,5 процента, - напоминает представитель Комитета по развитию агропромышленного комплекса Торгово-промышленной палаты РФ Юрий Морозов. - К тому же цены, если и изменятся, то непринципиально".
Эксперты напоминают, что скачки стоимости наблюдались и прежде, например, в октябре прошлого года. Как отмечает Росстат, в январе 2016 года средняя потребительская цена литра оливкового масла у нас составила 870 рублей. В январе нынешнего года - рост почти на 100 рублей за литр - до 975 рублей. Впрочем, в рознице все зависит от пристрастий покупателей, так как это масло можно приобрести и вдвое дешевле. Вопрос цены зависит от сорта масла, производителя и расфасовки.
"Российский рынок будет следовать общемировому тренду, поскольку мы целиком зависим от импорта оливкового масла, - поясняет управляющий партнер компании "2К" Тамара Касьянова. - Главным нашим поставщиком является Испания, доля продукции которой на отечественном рынке превышает 50 процентов".
Между тем в самой Испании рост цен составил всего 10 процентов, так что на России это повышение скажется, как уже было сказано выше, несильно. Кроме того, низкая покупательная способность населения сдерживает аппетиты поставщиков. Тем более что у оливкового масла есть более дешевые альтернативы, так что наши потребители вполне могут его заменить.