До сих пор отзыв лицензии обычно означал лишь констатацию смерти банка. Отсюда огромные дыры в их балансах, которые только за 2016 год, как уже писала "РГ", превысили полтриллиона рублей. ЦБ перестраивает надзор, стремясь выявлять проблемы на ранней стадии. Если это удастся, с рынка будет уходить уже не 80-90, а свыше 100 банков в год.
Драматизировать этот процесс не стоит, считают эксперты, на доступность банковских услуг он мало влияет. Его корни - в 90-х, когда генеральная лицензия на осуществление банковских операций стоила не дороже новых "Жигулей" шестой модели, напоминает доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов. После этого было несколько волн сокращения сектора, которые следовали за сильным спадом в экономике либо за ужесточением регулирования - в 1996, 1999 и 2004 годах; последняя волна накрыла сектор в 2013 году, с приходом в Банк России Эльвиры Набиуллиной, и пока непонятно, где и когда она остановится. Глава ЦБ говорит, что "оздоровление" займет еще несколько лет.
Эксперты предполагают, что пройдет еще 3-5 лет, прежде чем отзыв лицензии у банка, а то и у двух-трех сразу, перестанет быть привычным событием. Уцелеют не более двух-трех сотен банков, а то и меньше (нижняя граница экспертных оценок - 30 банков). Но для сохранения конкуренции достаточно и 10 кредитных организаций, считает Хестанов.
На топ-200 банков приходится 95 процентов рынка банковских услуг, а на более чем 300 оставшихся - 5 процентов, при этом среди них есть действительно необходимые региональные игроки, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Поэтому, по ее мнению, 300 банков - вполне достаточно. И чем быстрее Банк России закончит расчистку рынка, тем лучше, считает она: экономика не растет, спрос на кредиты очень ограничен, и уход слабых и нежизнеспособных банков производит минимальный эффект на экономическую активность.
"Оздоровление"преследует две основные цели: выведение с рынка финансово неустойчивых банков и недобросовестных игроков. По состоянию на 1 июля 2016 года не менее 394 банков из существовавших тогда 641 имели признаки фальсификации балансовых данных, подсчитал ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Михаил Мамонов. Как показывают его расчеты, фальсификация отчетности маскировала "дыры" в капитале на сумму 5,6 процента ВВП (около 5 триллионов рублей). При этом объем "дыр" в капитале банков, которые лишились лицензий с середины 2013 года до октября 2016 года, составил "лишь" 2,2 процента ВВП.
В пределах топ-30 банков по величине активов "дыры" в балансах могут составлять от 0,8 до 1 триллиона рублей (около 1/6 совокупного капитала), в остальных банках из первой сотни ситуация может быть гораздо более драматичной - часть из них может скрывать "дыры" на общую сумму от 2,2 до 2,9 триллиона рублей, это три совокупного капитала группы. За пределами топ-100 "дыры" в капитале оцениваются в сумму от 1,5 до 1,8 триллиона рублей.
Несмотря на то, что в 2016 году банковский сектор увеличил прибыль почти в пять раз по сравнению с предыдущим годом (до уплаты налогов - 930 миллиардов рублей), убыточными остаются более 150 банков, из которых 29 приходится на топ-100 по активам, говорит эксперт Аналитического центра при правительстве Даниил Наметкин. Во многом это объясняется активным кредитованием отраслей с тяжелым финансовым положением. Самыми проблемными отраслями остаются строительство с 20-процентной долей просроченной задолженности в кредитном портфеле и розничная торговля, которая продемонстрировала наибольший прирост просрочки за 2016 год в абсолютном выражении (+ 52,9 миллиарда рублей) из-за непрекращающегося падения реальных располагаемых доходов населения, которое длится уже 3 года подряд.
По словам Наметкина, на данный момент просроченная задолженность в совокупном кредитном портфеле выше 15 процентов у 23 банков, из которых 17 входят в топ-100. Это говорит о рисках возникновения у них недостаточности капитала.
Опыт показывает, что банк может маскировать свои проблемы довольно долго, 2-3 года, это зависит от масштаба скрываемых операций и ловкости менеджеров и собственников. При этом и ЦБ может проявлять медлительность при принятии решения об отзыве лицензий у нежизнеспособных банков, и тому есть два основных объяснения, считает Михаил Мамонов. Во-первых, надежды, что отраслевая ситуация улучшится, и проблемы банка исчезнут сами собой, а с ней и стимулы к "рисованию" капитала. Во-вторых, это потенциальное давление со стороны государства, которое может испытывать Банк России, когда сталкивается с проблемами у системообразующего банка. Сергей Хестанов называет другую причину - производительность надзора блока имеет свои физические пределы, отсюда более или менее постоянное количество отозванных лицензий за последние 3,5 года.