Экипаж частного вертолета Robinson R66 перестал выходить на связь в воскресенье около восьми часов вечера. В это же время в экстренные службы поступила информация о падении вертолета в водоем в Турочакском районе. По словам свидетелей, перед крушением воздушное судно приземлялось на кордоне Кокши. Очевидцы утверждают, что Robinson R66 взлетел с кордона, набрал высоту и рухнул в озеро в 500 метрах от берега.
Вертолетом управлял опытнейший летчик-испытатель Дмитрий Ракитский. Коллеги говорят о нем, как об одном из лучших российских пилотов. Особенности винтокрылой машины он знал досконально. Ракитский впервые в мире посадил вертолет Robinson R66 в условиях Северного полюса, а также совершил на нем "кругосветку" за 43 дня, преодолев около 40 000 километров.
На борту разбившегося вертолета летели супруга пилота Елена Ракитская, директор компании HeliClub Мария Козинцева, известный бейсджампер Глеб Вореводин и бывший вице-премьер правительства Республики Алтай, бизнесмен Анатолий Банных. Приехавшие в Горный Алтай на деловую встречу любители малой авиации из Москвы поселились в туристическом комплексе Altay Village. По предварительной информации, они отправились на вертолете на прогулку - полюбоваться открывающимися с высоты великолепными пейзажами. Накануне трагедии пассажиры вертолета публиковали в своих социальных сетях экстремальные селфи над Телецким озером и на кордоне.
Говорят, инициатором поздней прогулки был Анатолий Банных. Кстати, экс-вице-премьер уже попадал в авиакатастрофу: в 2009 году он был в числе пассажиров вертолета, упавшего у горы Черной на Алтае во время незаконной охоты на архара. Тогда из 11 человек выжили только четверо. Семеро, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин, погибли. Раненые более двух суток провели на 30-градусном морозе. Банных тогда отделался сломанным носом. А в 2012 году он вновь оказался в центре скандала, связанного с браконьерством. Правоохранительные органы заподозрили влиятельного экс-чиновника в охоте на лосей с вертолета в Кислухинском заповеднике.
Вполне вероятно, что воздушная прогулка на Robinson R66 тоже была незаконной. Утвержденное Министерством природных ресурсов России Положение о федеральном государственном учреждении "Алтайский государственный природный заповедник" запрещает пролет вертолетов и самолетов ниже 2 тысяч метров над заповедником без согласования с его администрацией или Росприроднадзором. Уже известно, что наземные службы не были уведомлены о данном полете.
В настоящее время следственный комитет на транспорте рассматривает три основные версии крушения.
- Среди них техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия, - сообщила "РГ" старший помощник руководителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Яна Стрижова. - На месте происшествия работает следственно-оперативная группа и криминалисты. У авиакомпании "Алтай Авиа", в которой вертолет Robinson R66 находился на техническом обслуживании, изымается документация. Следователи опрашивают сотрудников авиакомпании. На место трагедии уже выехали специалисты Межгосударственного авиационного комитета.
Не исключено, что вертолет мог попасть в боковой ветер. В воскресенье вечером Телецкое озеро сильно штормило. Шторм в акватории продолжается до сих пор. Это значительно осложняет поиски. Тело одной из пассажирок было найдено вчера в двух километрах от места крушения - его прибило к берегу. Личность погибшей устанавливается. О судьбе других пассажиров и пилота пока ничего неизвестно.
Воздушная разведка также обнаружила на поверхности воды несколько фрагментов и обломок. Но пока добраться до них не предоставляется возможным. В поисках вертолета задействованы более 250 спасателей. На Телецкое озеро прибыли несколько вертолетов Ми-8 , судно на воздушной подушке из Бердска, барокамера с водолазами, оснащенными специальным оборудованием и снаряжением, в том числе подводным робототехническим комплексом для проведения глубоководных поисковых работ. Из Иркутска в Горный Алтай экстренно доставили телеуправляемый подводный аппарат "Фалькон". Глубина водоема в месте падения составляет более 200 метров.
2000 год - на собственном вертолете разбился известный офтальмолог Святослав Федоров.
2002 год - под Абаканом разбился вертолет Ми-8. Погибли семеро, включая губернатора Красноярского края Александра Лебедя.
2003 год - в Хакасии потерпел крушение вертолет Robinson-44, на котором летели гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов и его супруга.
2003 год - на вертолете Ми-8 погиб сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов.
2008 год - в Хабаровском крае разбился вертолет "Еврокоптер", за штурвалом которого в кресле второго пилота сидел директор самого крупного в Приморье производителя колбасных изделий "Ратимир" Александр Труш.
2009 год - на Алтае потерпел крушение вертолет Ми-171 авиапредприятия "Газпром авиа". Из 11 находившихся на борту выжили четверо. Среди погибших - полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
2009 год - губернатор Иркутской области Игорь Есиповский погиб в результате катастрофы вертолета Bell 407.
Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президент МКАА "Безопасность полетов":
- Увы, ситуация с Robinson R66 лишний раз подтверждает: кто игнорирует уроки безопасности, обречен на их повторение. Да, Анатолию Банных в 2009 году удалось выжить в авиакатастрофе Ми-171 авиакомпании "Газпром авиа". Кстати, и тогда командиром вертолета был пилот с большим опытом - общий налет 12 934 часа. Но нарушений было выше крыши. Полет должен был выполняться как транспортный, а стал по сути полетом по отстрелу диких животных. Экипаж дезинформировал диспетчера аэропорта Горно-Алтайска о своем местонахождении и самовольно спрямлял маршрут. Да и пассажиров взяли на борт без документального оформления.
Когда экипаж не вышел на связь с центром УВД, была организована спасательная операция: в ней участвовали 283 человека, наземные средства, 13 единиц авиатехники. На поиски ушло ни много-ни мало 22,5 миллиона рублей. И только через двое суток спасатели обнаружили разрушенный вертолет в районе горы Черная. Как потом выяснилось, вертолет снизился до недопустимо малой высоты, чтобы начать отстрел горных баранов...
Несколько человек остались живы, но сильно обморозились. Тогда эксперты подняли вопрос о том, что в подобных трагедиях часто искалеченные пилоты и пассажиры гибнут не только от болевого шока, но и как раз от обморожения. Был поставлен вопрос о том, что в соответствии со стандартом ИКАО, на каждом воздушном судне должен быть аварийный приводной передатчик (emergency locator transmitter). Поразительно: в той катастрофе второй пилот, оставшийся в живых, оказывается, не имел знаний и навыков по ручному использованию аварийной радиостанции.
Не могу не вспомнить и еще трагедию. 10 октября 2014 года не вышел в установленное время на связь Ми-8Т авиакомпании "ТуваАвиа", следовавший из района реки Соруг в Кызыл. Три члена экипажа и 11 человек погибли. Здесь тоже не сработал аварийный радиомаяк. Поиски длились очень долго. И только в августе 2015-го во время разведки лесных пожаров пропавший вертолет был обнаружен.
Эксперты не устают повторять: законы в авиации написаны кровью. Нарушать их - преступление.
Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, глава комиссии Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора:
- Как известно, для полетов авиации общего назначения вот уже несколько лет действует принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. То есть разрешения для Robinson R66 в соответствии с новым законодательством было не нужно. Но уведомить о полете командир был обязан. Тут ума много не надо: просто сообщи по радио, во сколько взлетел, куда летишь, на какой скорости, на какой высоте и в какой пункт приземления. Уведомление было или нет? Если нет, то это грубейшее нарушение правил.
Вертолет вылетел практически ночью. Почему? Куда на вертолете лететь в темное время суток на высоте ниже низшего эшелона? К тому же погода, мягко выражаясь, была неважная...
Расследование установит причину авиакатастрофы. Комиссия МАК уже приступила к работе. Но, к сожалению, эта трагедия еще раз наглядно говорит о проблемах, которые существуют в авиации общего назначения. Например, если с 1997 по 2005 годы в гражданской авиации с воздушными судами АОН произошло лишь 2 авиационных происшествия, то с 2006 по 2015 годы - 169! В том числе 98 катастроф, в которых погибло 192 человека. Есть и еще цифры. По итогам 2015 года авиационные происшествия с воздушными судами АОН составили 71% от общего числа происшествий в российской гражданской авиации. В 2014 году аналогичное соотношение было 60%.
Вертолеты, принадлежащие авиации общего назначения, бьются с печальной регулярностью. Только в прошлом году на моей памяти произошло 7 авиакатастроф "вертушек", в которых погибли 17 человек. И вот, пожалуйста: начало года, а уже пять жертв.
Слава Богу, мы уже три года работаем без авиационных происшествий в системе транспортной гражданской авиации. Я не говорю о катастрофах в результате терактов. Но самоуспокаиваться нельзя. И ситуация с авиацией общего назначения - тому подтверждение.
Падение вертолета Robinson R66 не единственный трагический случай в акватории Телецкого озера. По данным МЧС, в озере, которое входит в число самых глубоководных озер России, случались катастрофы водных судов, автомобилей и снегоходов.
14 августа 2006 года здесь потерпел аварию частный гидросамолет типа "Корвет". На его борту находились пилот и два пассажира. Поиски продолжались более десяти дней и были прекращены в виду их бесперспективности. Не помогло даже применение барокамеры и другого оборудования для глубоководных работ. Специалисты полагают, что гидроплан унесло подводным течением.
21 января 2009 года под лед ушел снегоход "Буран", на котором находились два человека. Тело одного обнаружено в 300 метрах от места предполагаемого провала. Второй так и не был найден.
11 июля 2011 года на Телецком озере затонуло маломерное судно на глубине 203 метров. На его борту находились 13 человек. Их них 9 были спасены, четверо погибли. Работы по поиску и подъему судна длились 2 месяца. Оно было обнаружено с помощью аппарата "Фалькон". Тела погибших удалось поднять на поверхность только в середине сентября.
Сегодня в России резко увеличилось число западных вертолетов. По словам экспертов, одна из проблем западной техники в том, что она "не умеет прощать". Даже минимальных нарушений или отклонений от технических требований, правил летной и технической эксплуатации. Вообще вертолеты очень чувствительны к конструктивно-производственным недостаткам и ошибкам пилотирования.
В то же время эксперты уверены: нет никаких оснований для того, чтобы безопасность полетов вертолетов в принципе была ниже безопасности полетов самолетов. Но если с самолетами ситуация выправилась прилично, то аварийность "вертушек" продолжает расти.
Несколько лет назад специалисты ГосНИИ гражданской авиации привели любопытные цифры соизмеримости аварийности вертолетов в России и США. Оказывается, у нас на одну катастрофу тогда приходилось 3,7 происшествия, в США - 5,35. Как говорят эксперты, ситуация сегодня если и изменилась, то не на много. Что это значит? В России возникающие отклонения от штатной работы чаще заканчиваются аварией или катастрофой.
Из различных источников известно, что около 85 процентов всех воздушных ЧП происходят по вине человеческого фактора. Но это не значит, что виноваты именно пилоты! Плохое обслуживание на земле, закачка некондиционного топлива - все из этой серии. А "указивки" важных персон, которые оказываются на борту?
Например, когда разбился губернатор Александр Лебедь, на ленте "черного ящика" сохранилась запись: Лебедь настаивал на взлете в нелетную погоду, но при этом с генеральской прямотой обещал взять на себя всю ответственность за полет. Вертолетчики говорят, что если бы губернатор выжил, то не дал бы экипаж в обиду.
Лебедь погиб и не смог сдержать обещание.
Кстати, сахалинский губернатор Фархутдинов также лично приказал летчикам отклониться от маршрута. По одной из неофициальных версий, пассажиры захотели полюбоваться видами местной природы.
Экипаж, конечно, имел полное право отказаться. Но не стал этого делать. Вертолет отклонился от курса. "Летная невменяемость экипажа" - в среде экспертов этот термин, увы, уже не редкость. Это когда угроза безопасности полета отступает на второй план перед риском разочаровать VIP-пассажира.
Нет идеально надежной техники. Могут ошибиться и пилоты. Однако когда полеты без правил раз за разом уносят человеческие жизни, с этим нужно что-то делать. Правильно кто-то сказал: для начала - научиться жить по правилам.
Кстати, после катастрофы на Камчатке вертолета с сахалинским губернатором МАК предложил подумать об усилении ответственности должностных и иных лиц, инициировавших и/или допустивших несанкционированные отступления от порядка и правил полетов.
Но вот последняя трагедия. Вертолетом управлял суперпилот, который наверняка все про все знал. Что, неужели опять наступили на те же грабли?..