Впрочем, чиновники от медицины придерживаются другого мнения. Ссылаясь на независимые оценки качества оказания медицинских услуг, они утверждают, что в прошлом году восемь поликлиник и пять стационаров получили 72 балла из 73 и 75 возможных соответственно. Меньше шестидесяти баллов заработали тринадцать поликлиник и семь стационаров. Председатель общественного совета Людмила Демидова признается, что не ожидала столь высоких оценок.
Однако с этим спорят общественники Лиги защитников пациентов, которая начала работать в Кургане в октябре 2016 года. По их мнению, уровень удовлетворенности качеством медуслуг по тем критериям, которые предлагают в опросниках, не доходит даже до 50 процентов.
- Мы оцениваем качество и доступность медицинских услуг не по анонимным анкетам, а по количеству и характеру обращений к нам конкретных людей, а они, к сожалению, не в пользу нашей медицины, - говорит председатель лиги Олег Кобяков.
Пациенты завалили лигу жалобами. 60 человек пришли на прием с документами по спорным вопросам. Что удивительно, люди нередко обращаются из тех самых учреждений, которым другие пациенты поставили высокие баллы. Например, курганец Михаил Посадских наблюдается в лучшей, судя по рейтингу, поликлинике. Его история болезни очень показательна. После выхода на пенсию в 2014 году у мужчины заболела спина. Участковый терапевт назначила уколы. Не помогло. Через две недели снова на прием. Лечащего врача на месте не оказалось, пришлось идти к другому доктору. Тот направил к ревматологу. Каково же было удивление пенсионера, когда он увидел в кабинете ревматолога своего участкового терапевта.
- Терапевт-ревматолог выписала мне таблетки, которые каждый день рекламируют по телевизору, и сказала явиться через три месяца, - рассказывает Посадских. - Мой желудок эти пилюли не принял. С каждым днем становилось хуже. Уже ходить не мог. Решил обратиться в платную клинику. Думал, может, за деньги хоть вылечат.
В платном центре мужчину лечили почти год. Доктор всякий раз находил у него новые патологии и рекомендовал новейшие, с его точки зрения, медицинские технологии и процедуры... Пациент верил врачу-бизнесмену до тех пор, пока не кончились деньги. Потом выпросил в своей участковой поликлинике направление в Илизаровский центр. Там у него нашли межпозвоночную грыжу, назначили время для комплексного обследования.
- Получается, пока ходил по врачам, нажил грыжу, - горько усмехается пенсионер. - Пришел в поликлинику на своих ногах, а теперь хожу с палочкой.
Михаил Посадских хочет взыскать с платного центра 107 тысяч рублей, которые он заплатил за свое лечение. Очень рассчитывает, что в этом ему поможет Лига защитников пациентов.
- Наши юристы взяли этот случай в работу, - сообщил Олег Кобяков. - Правда, вопрос качества предоставляемых услуг не так прост, как кажется. Доказать, что больного неправильно лечили, очень сложно, но можно. У нас сейчас три подобных дела уже дошли до суда и около десяти решается в досудебном порядке.
Олег Кобяков рассказал, что большинство жалоб, поступающих в лигу, касается нарушения прав пациентов, причем часто они возникают буквально на пустом месте, где их, по идее, не должно быть. Например, один больной пожаловался, что не может добиться в больнице информации о состоянии своего здоровья. По закону ему обязаны были предоставить такие сведения по первому требованию, но врачи почему-то уперлись. После вмешательства лиги пациент получил документ. Женщина-диабетчица с пенсией 8 тысяч рублей просит помочь приобрести бесплатно тест-полоски для измерения сахара в крови, которые ей тоже полагаются. А вот совсем вопиющий случай. Фельдшер, занимающий должность терапевта, записал больного к неврологу через 30 дней после приема. За это время у него случился инсульт. По правилам к узким специалистам должны давать направление не позднее чем через семь дней, утверждает Кобяков.
По мнению защитника пациентов, в здравоохранении Курганской области хватает, конечно, объективных проблем, которые за день не решить, но некоторые можно снять в течение нескольких дней. При этом не надо денег и дополнительного штата. Например, многие жалуются на грубость и хамство врачей и медперсонала. Какие деньги надо, чтобы раз и навсегда это прекратить? Или взять, к примеру, электронную запись на прием к врачу. Когда ее ввели, все с облегчением вздохнули: наконец, можно прийти в строго указанное в талоне время, а не подпирать стенку в больничном коридоре и ждать, когда пригласят. Не тут-то было! Теперь вместо одной образовалось сразу несколько очередей: одна "электронная", вторая "живая" - в ней те, кто не смог добыть талон, но "край, как надо попасть к доктору", третья - "я только закрыть больничный". А кому-то и сам доктор назначил встречу на этот день. Правда, за деньги можно попасть без проблем даже к самому узкому специалисту: большинство врачей из муниципальных клиник умудряются вести приемы еще и в платных центрах. Люди вынуждены идти к ним.
Причем дефицита средств на здравоохранение в регионе нет. По данным регионального департамента здравоохранения, на программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи в этом году запланировано 12 миллиардов - это треть бюджета Курганской области. Так что, вопреки бытующему мнению, власть не экономит на пациентах. Только в стационарах за год пролечили около 160 тысяч больных, а высокотехнологичные операции провели больше шести тысячам человек. По мнению главы ведомства Ларисы Кокориной, неудовлетворенность части пациентов медпомощью вызвана дефицитом врачей и их "профессиональным выгоранием". Сегодня в области не хватает как минимум 400 врачей и 900 специалистов со средним медобразованием.
Олег Кобяков признался, что у них наработан уже целый пакет предложений по улучшению качества медобслуживания, они готовы обсудить их вместе с департаментом и главврачами. Ведь очень часто проблема не в деньгах, а в медперсонале. И прежде всего в главврачах, которые из-за низкого уровня контроля за их работой превратили медучреждение в свою, по сути, вотчину и правят как бог на душу положит...