Инцидент высветил не только проблему незаконных формирований на территории Украины, но и роль никем непризнанного Меджлиса, находящегося на Украине, в местной украинской политике. Разоружение боевиков было проведено ночью: в лагерь приехали БТР и "Урал" из дислоцированного в Геническе 34-го батальона 57-й бригады ВСУ. Они снесли забор вокруг лагеря, раздавили палатки, а военнослужащие разоружили боевиков. По описаниям очевидцев, применялось огнестрельное оружие - военные стреляли в воздух и под ноги "добровольцам". В ходе зачистки изъято большое количество незаконного оружия, включая гранатометы и пулеметы, а также взрывчатка и боеприпасы: МВД обнародовало впечатляющий список арсенала, находившегося в руках членов общественной организации "Аскер" - дочерней структуры Меджлиса, под эгидой которой официально существовал батальон.
Версии причин, вызвавших репрессии против представителей Меджлиса, разнятся. Как официально сообщила пресс-служба оперативного командования "Юг" ВСУ, боевики вторглись на позиции бойцов 57-бригады. "Учитывая специфику подразделения и условия, которые сложились, они были задержаны, разоружены, выполнены все требования уставов и других законодательных актов относительно действий в подобных ситуациях", - заявил представитель ВСУ Игорь Бирюков. При этом сам татарский батальон был назван "незаконным вооруженным формированием", а все заявления Меджлиса о незаконности его разоружения - "попытками очернения ВСУ".
Иную историю рассказывают представители Меджлиса. Якобы, поначалу конфликт произошел между местным бизнесменом (в Меджлисе особо указывают на его армянское "происхождение") и членами "Аскера" из-за некоего земельного участка. После чего украинские военные, ведомые пьяным майором - на этом факте настаивают "пострадавшие", небескорыстно встали на сторону малого бизнеса. После обмена взаимными обвинениями конфликт неожиданно сошел на нет: никто из боевиков, несмотря на найденное незарегистрированное оружие, вероятнее всего вывезенное из "зоны АТО", не был официально задержан. Более того, оружие, как и лагерь, были им оставлены, а руководивший ночным погромом офицер даже принес извинения за излишнюю грубость. Об отсутствии проблем заявил и глава Меджлиса, депутат Верховной рады Рефат Чубаров. "Инцидент на Чонгаре исчерпан, но он не мог не случиться, поскольку неоправданно долго затянулось принятие решения о создании в составе ВСУ или Национальной гвардии отдельного крымско-татарского воинского подразделения", - заявил он.
Действительно, крымско-татарский батальон (исходя из заявленной численности скорее рота) - единственная вооруженная группировка на Украине, до сих пор не являющаяся официальным воинским подразделением. Причины этого озвучиваются разные: от нежелания боевиков подчиняться дисциплине и единому командованию, до необходимости выплаты крупной мзды руководству МВД за "легализацию".
Впрочем, это не отменяет того, что медовый месяц между Меджлисом и официальным Киевом закончился. Сидящие в Киеве крымско-татарские деятели регулярно жалуются на отсутствие обещанной Порошенко политической и финансовой поддержки, и, кроме того, считают себя обманутыми из-за фактического отказа властей создавать обещанную крымско-татарскую автономию на территории Херсонской области. Разоружение членов "Аскера", занимавшихся на Чонгаре неприкрытым рэкетом и грабежами, окончательно лишило бы Меджлис финансовой базы. Пойти на это, судя по развитию конфликта, в Киеве не решились.