Ведущий научный сотрудник ФИПИ Сергей Зинин рассказал, что сейчас на общественном обсуждении находится новая модель ЕГЭ по литературе, которая успешно прошла апробацию в российских регионах. Среди них - Красноярский край, Ленинградская область, Татарстан. Всего в апробации принимали участие 1000 учеников из 60 разных школ.
- Уходят все простейшие задания с кратким ответом. В новой модели - четыре задания, которые требуют развернутого ответа и полноценное сочинение. Появилась вариативность вопросов к материалу. Можно выбрать любой "ключик", чтобы раскрыть тему - идти от общего к частному или наоборот, - рассказал Сергей Зинин.
По мнению учителя русского языка и литературы московской школы 1269 Екатерины Баркиной, экзамен будет непростым для выпускников. Особенно, если учесть, что ученики должны усвоить огромный объем произведений.
- Дети не умеют работать со словом, плохо владеют устной речью. А от них потребуется знание текстов, умение выстроить связи, писать кратко. Не все педагоги могут научить этому детей. Преподавателям педвузов не хватает знаний внутри предмета, а академическому образованию - практики, - замечает Екатерина Баркина, к слову, выпускница МГУ. - Непонятно, что мы хотим получить на выходе? Мне приходится готовить учеников к ЕГЭ и в 11 классе надо выбирать - или изучать литературу 20 века или готовиться к экзамену.
Педагог считает, что подходы к преподаванию литературы должны быть другими. Сегодня литература, скажем, 19 века воспринимается, как будто была написана не 200, а 300 или даже 400 лет назад.
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак обеими руками за устную часть в ЕГЭ: "Чего недостает новой модели? Устного ответа под камеру. Почему бы и нет? Система контроля сейчас перевешивает учебный процесс, натаскивание на ЕГЭ подменяет собой изучение литературы. При этом не ясно, что мы проверяем. Еще одна опасность - непонимание специфики литературы. Я готов читать в первом полугодии с детьми только Евгения Онегина, а во втором - только "Анну Каренину" и уверяю вас, потом ученики прочитают все остальное".
Учителя согласны с тем, что надо учить детей говорить. Но делать это нужно не только на уроках литературы. Можно, например, готовить в школе большие проекты и проводить устную публичную защиту. Когда дети получат навыки публичного выступления, устная часть любого экзамена не будет им казаться такой сложной.
"Чацкого опустили на так называемое своего рода дна";
"Илья Ильич находится в запущении";
"Штольц пытался вывести Обломова из зоны комфорта";
"Жизнь Обломова приобрела новый смысл и покрылась новыми красками";
"Проводя параллель между поэтом и кинжалом, автор очень незаметно говорит о теме поэта и поэзии";
"Теперь кинжал бесхозный";
"Перекладывая ответственность со своих плеч на шкаф, Гаев не думает о том, что от него зависит то, какими будут его потомки".