Почему введение ЕГАИС пока не позволило вывести лесной бизнес из тени

В Кировской области сложилась парадоксальная ситуация: в прошлом году объем рубок леса вырос на 10 процентов и составил около 9,5 миллиона кубометров, а поступление налогов от отрасли наоборот упало, тоже примерно на 10 процентов - до 1,2 миллиарда рублей. По мнению контролирующих органов, одной из причин этого остается сокрытие доходов налогоплательщиками в лесной сфере.

Бороться с этим явлением призвана, в частности, Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней. Однако в полной мере она работает в стране лишь с 1 января 2016 года, да и представленный в ней массив данных надо еще грамотно обработать, в том числе на межведомственном уровне, а такого взаимодействия порой и не хватает.

Один из удачных примеров - проведенная в конце прошлого года операция в Подосиновском районе на севере области, где высадился настоящий десант из представителей регионального министерства лесного хозяйства, УФНС и УБЭП кировского УМВД. Правоохранители и чиновники проверили законность отгрузки древесины с железнодорожного тупика в поселке Демьяново предприятием ООО "Альянс-Нефть", которое отправляет продукцию в КНР.

Десанту предшествовала серьезная аналитическая работа нескольких ведомств, которая показала удивительную картину. На основании сравнения данных в ЕГАИС о приобретенной и реализованной древесине "Альянс-Нефть" за 2015-2016 годы были выявлены значительные расхождения, которые свидетельствуют о неполной и недостоверной информации, внесенной в систему. К слову, неполное внесение данных о своей деятельности характерно для многих лесопользователей. По информации ОАО "РЖД", из Кировской области через "Альянс-Нефть" ушло более девяти тысяч тонн древесины, это в несколько раз больше, чем отражено в ЕГАИС.

При этом, как говорят документы, "Альянс-Нефть" даже не является собственником товара, а только отправителем. В результате чего в прошлом году при таких объемах отправки фирма заплатила налогов всего 30 тысяч рублей. Кто реальный собственник - неизвестно. Сейчас в ситуации разбираются и региональная власть, и правоохранительные органы. И есть подозрение, что это далеко не единственная схема подобного масштабного ухода от налогов в регионе.

Помимо этого, по-прежнему возникает целый ряд вопросов к малому и среднему бизнесу, который на 80 процентов находится на упрощенной системе налогообложения. По словам замруководителя УФНС по Кировской области Ольги Чераневой, из трех тысяч юрлиц, работающих в лесной отрасли, основными налогоплательщиками, обеспечивающими половину поступлений в бюджет, являются всего 15 предприятий. Это крупные и средние компании, применяющие общепринятую систему налогообложения. Остальные показывают мизерные обороты и платят соответствующие налоги. Сколько денег остается "в тени", можно судить по тому, что средняя официальная зарплата у небольших компаний - около 15 тысяч рублей в месяц, хотя, как показывают неформальные опросы местного населения, "меньше чем за 30 тысяч в лес никто не пойдет".

Но еще больший вопрос - сколько они заготавливают леса реально? Это сегодня не знает никто, хотя рубки вроде бы и контролируются.

- По объемам заготовленной древесины Кировская область занимает пятое место в России и первое в ПФО. А с одного кубометра заготовленной древесины от лесозаготовителей Кировской области в бюджет поступает налогов в два раза меньше, чем в регионах с сопоставимыми объемами заготовок, - говорит руководитель УФНС Светлана Чарушина. - Если поставку на крупные лесоперерабатывающие предприятия отследить можно с помощью той же ЕГАИС, то звено "заготовитель - перевозчик" почти целиком находится в "тени". Неизвестно, ни кто рубит лес, ни как он перевозится.

Тут свое веское слово, по идее, должны сказать главы лесных районов, которые вроде бы заинтересованы в борьбе с "тенью", поскольку налог на доходы физических лиц поступает в местные бюджеты. Но этот расчет на практике себя не оправдывает по той причине, что в районе все связаны круговой порукой родственных отношений и знакомств. Хотя все прекрасно знают, кто, где и на каких условиях рубит лес. Кроме того, как говорит исполнительный директор совета муниципальных образований Кировской области Андрей Лучинин, порой единственная в селе пилорама является главным "градообразующим предприятием", а ее хозяин - единственный местный спонсор, к которому могут обратиться власти.

Впрочем, есть нарекания и к крупному бизнесу, особенно когда он берет лес в аренду, а потом сдает его в субаренду мелким заготовителям, что еще больше запутывает ситуацию с реальными объемами рубок и денежными потоками в лесной отрасли. По мнению начальника управления ЭБиПК УМВД России по Кировской области Владимира Макарова, судя по масштабам реализации готовой продукции, "суммы должны быть значительно выше". В связи с этим он предложил открыть данные ЕГАИС и для глав районов, чтобы они на местах могли знать полный "масштаб бедствия".

Компетентно

Александр Мариев, заместитель гендиректора Федерального агентства лесного хозяйства:

- В ЕГАИС уже открыта довольно большая часть данных, доступна информация по предпринимателям, договорам аренды и так далее. В систему занесены сделки и по крупным, и по мелким арендаторам. Конечно, можно обсуждать открытие и других данных, но у контролирующих и правоохранительных органов доступ к ним есть и сегодня. О том, что ЕГАИС оправдывает себя, говорит факт: в прошлом году количество заготовленной древесины выросло в стране на девять миллионов кубометров. Такого не было никогда. Люди выходят из "тени" и открыто показывают древесину. И эта заготовка увеличивается в основном за счет арендованных лесных участков. Люди стали более дисциплинированными, потому что понимают - их контролируют. В отрасли наводится порядок.

Владимир Тюрин, и. о. министра лесного хозяйства Кировской области:

- Чтобы повысить отдачу от лесного комплекса, мы сегодня усиливаем взаимодействие исполнительной власти и контролирующих органов. Задача-минимум - постоянный обмен информацией. Кроме этого, прорабатываем вопрос по использованию системы ЕГАИС для анализа уровня налоговой отдачи по каждому конкретному предприятию и ситуации с лесными сделками. Мы уже заключили соглашение об обмене информацией с РЖД, что позволит отслеживать потоки, которые направляются по железнодорожным путям. До конца февраля будет поставлен на учет каждый пункт переработки древесины. И мы будем иметь информацию не только по тому сырью, что заготавливается в лесу, но и по тому, что продолжает путешествие по экономической системе нашей страны.