В Башкирии из-за судебных споров тысячи потребителей остались без света

Тысячам жителей Иглинского района, в том числе и райцентра, испытывающим проблемы с электроснабжением, видно, придется еще потерпеть. Сменить арендатора муниципальных электрических сетей, не справляющегося со взятыми на себя обязательствами, оказалось не так-то просто. Даже через Арбитражный суд Республики Башкортостан, куда администрация Иглинского района еще в прошлом году обратилась с иском о признании недействительным договора аренды с ООО "Сетевая компания".

Договор был заключен без проведения торгов. Этот факт установили еще в 2015 году сотрудники регионального управления ФАС, которые выдали администрации района предписание о возврате объектов электросетевого хозяйства в местную казну. Получив назад имущество, муниципалитет на законных основаниях провел бы торги, чтобы сдать их в аренду или же продать. Тем более что есть серьезные организации, которые могли бы исправить ситуацию.

Однако "Сетевая компания" проигнорировала требование вернуть муниципальные сети. Да и в ходе судебного процесса отстаивает свое право на их эксплуатацию, пытаясь доказать, что с 2011 года построила новые объекты, которые стали собственностью "Сетевой компании", несмотря на то, что новые объекты являются неотделимой частью электросетевого хозяйства муниципальных электрических сетей и фактически муниципальной собственностью. При этом, как прозвучало на суде, не представила документов, подтверждающих, что у нее есть такое имущество.

Есть оно или нет - неизвестно, но судя по многочисленным жалобам, которыми завалена администрация района и региональные инстанции, за последние годы электроснабжение потребителей не улучшилось, а потребителей ни много ни мало - около 12 тысяч физических и около 390 юридических лиц. Жаловаться им есть на что: о бесперебойном и надежном энергоснабжении они только мечтают, электричество подается некачественное, напряжение низкое, что выводит из строя бытовую технику и электроприборы. Аварийные отключения, оставляющие без света 239 улиц, стали привычными - с декабря 2015 года по октябрь 2016-го 31 из 40 отключений носило аварийный характер.

Еще сложнее тем, кто ведет бизнес. Например, предприниматель Айрат Ф., владеющий автосервисом, говорит, что постоянные перебои с подачей электроэнергии самым негативным образом сказываются на деятельности предприятия и взаимоотношениях с клиентами.

Факты указывают на то, что сетевое хозяйство нуждается в скорейшей модернизации, которую может провести только эффективный и ответственный арендатор или собственник.

Но вот когда он сможет появиться -  это большой вопрос. С июня 2016 года состоялось уже несколько заседаний Арбитражного суда, и дело явно затягивается. А арендатор в свою очередь тянет сроки, не предоставляет затребованные документы, подает все новые ходатайства, которые суд берет на рассмотрение и удовлетворяет. На очередном заседании, например, ответчик предложил провести инженерно-строительную экспертизу, и суд признал возможным удовлетворить ходатайство. Это вызвало недоумение участников процесса: что нового должен добавить эксперт в материалы дела? Следует обратить внимание: на судебном процессе, состоявшемся в ноябре 2016 года, "Сетевая компания" уже заявляла такое ходатайство и суд отказал в его удовлетворении, указав, что необходимость в проведении экспертизы отсутствует.

При этом "Сетевая компания" не представила каких-либо документов, подтверждающих свою позицию. Что изменилось с ноября 2016 года, когда в проведении экспертизы было отказано, остается только догадываться.

Представители администрации Иглинского района делают все возможное, чтобы ускорить судебный процесс и разрешить сложную ситуацию с электроснабжением: было подано заявление об ускорении процесса, но в его удовлетворении суд отказал, заявлялось ходатайство о вызове в качестве свидетелей главных инженеров трех сетевых организаций -  ОАО "РЖД", ООО "Сетевая компания" и ООО "Башкирэнерго" - для установления объективных обстоятельств, связанных с технологической связью. В его удовлетворении суд также отказал.

Кстати, о затягивании процесса. В определении об отказе в удовлетворении заявления об ускорении рассмотрения дела отмечено, что по закону дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения. При этом срок, на который судебное разбирательство откладывается, не включается в срок рассмотрения дела.

А откладывалось оно неоднократно. Так, иск районной администрации был принят к производству 30 июня 2016 года, предварительное судебное заседание назначено на 17 августа 2016 года, первое судебное разбирательство - на 13 сентября 2016 года.

Далее судебное заседание откладывалось в связи с необходимостью исследования дополнительных документов по делу - от управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан дважды истребовалась копия дела в связи с необходимостью уточнения истцом своей позиции; в связи с нахождением судьи в очередном отпуске; в связи с привлечением третьего лица; в связи с необходимостью дополнительного исследования доказательств. Затем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан.

"Таким образом, откладывая судебные разбирательства, суд руководствовался необходимостью полного и всестороннего рассмотрения дела, соблюдения процессуальных прав и законных интересов сторон", - говорится в документе.

В общем, сроки рассмотрения дела не нарушаются, а ответчик между тем вовсю пользуется предоставленными ему законом правами, часто уводя внимание в сторону от сути дела. А оно, напомним, в признании договора аренды недействительным ввиду заключения его без торгов.

Компания настаивает на том, что получила сети в аренду законно, ссылаясь на пункт 8 части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции". В соответствии с ним торги не проводятся при предоставлении муниципального имущества в аренду лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данная часть сети и сеть являются технологически связанными.

Однако администрация района считает, что пункт 8 части 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" в данном случае неприменим. На территории муниципалитета, кроме "Сетевой компании", находятся еще ООО "Башкирэнерго" и ОАО "РЖД", которые обладают правами владения и пользования электросетями, причем энергия именно из их сетей и передается в муниципальные сети, а не из так называемых сетей "Сетевой компании".Она в свою очередь заявляет, что именно без "их" сетей невозможно обеспечить потребителей электрической энергией в Иглинском районе. При этом на вопрос, каким же тогда образом осуществлялась поставка электрической энергии в Иглинском районе до 2011 года, когда у ООО "Сетевая компания" отсутствовали вообще какие-либо сети на указанной территории, представители последней пытаются сбивчиво уйти от ответа.

Получается, чем дальше, тем больше появляется вопросов, ответы на которые могут дать лишь специалисты. Увеличивается и число участников процесса. В качестве третьего лица привлечены представители ОАО "РЖД" в лице Демской дистанции электроснабжения, чтобы получить от него разъяснения по технической части. Дело в том, что суд до сих пор не получил от "Сетевой компании" схему электроснабжения Иглинского района, на которой было бы четко видно, где чье хозяйство и точки присоединения. При этом в материалах дела имеется техническая документация, подтверждающая, что муниципальные сети, находящиеся в аренде "Сетевой компании", взаимосвязаны с сетями ОАО "РЖД" и ООО "Башкирэнерго".

Пока суд да дело, жители Иглинского района, которые искренне надеялись на вынесение справедливого решения в разумные сроки, так и остаются заложниками ситуации. Свет в их домах по-прежнему то потухнет, то погаснет, что в зимние вечера уюта и хорошего настроения отнюдь не добавляет. Только все это происходит где-то там, за десятки километров от Уфы с ее разноцветными огнями.

Интересно, если бы в кабинете судьи регулярно отключалось электричество и вырубались все приборы, придало бы это ускорение процессу?