Выставкой в Петербурге брендреализм отмечает десятилетний юбилей: искусство, которое никому ничем не обязано, игнорирующее привычные рамки "серьезное - несерьезное", "хорошее - плохое" и исследующее отношения между человеком и вещью, было провозглашено Сергеем Шнуровым в 2007 году. Сам основатель направления, правда, большим жанром его не считает (все потому, что их время прошло) и не обижается, когда говорят, что Энди Уорхол его-таки опередил.
- Преемственность есть во всем, - объявил на открытии экспозиции "Шнур". В Тимати есть Высоцкий, в Высоцком есть Вертинский. Кроме того, брендреализм - это не совсем направление, это, скорее, точка, которая размыта и перемещается. Основная его "фишка", я думаю, кроется в нашей песне "Экспонат": ничто не является ничем и все может стать экспонатом. Им может быть девушка, можете быть вы. У меня лично любимых брендов нет, потому что я вижу бренд во всем.
То, что бренды сегодня руководят людьми, их выбором и предпочтениями, очевидно иллюстрирует, например, диптих под названием "Да - Нет". На картинах изображены два молодых человека, судя по всему, только что вышедшие из магазина - каждый из них держит в руках пакеты с марками одежды. Кто выигрывает в этом противостоянии понять проще простого, только вот за себя даже как-то обидно: стало быть, и сам повелся…
Кроме знакомых всем гигантских брендов (вроде известной сладкой газировки или леденца на палочке), не обделил вниманием автор и "коллег" по сцене. Рюмка водки на столе - сами знаете про кого. А вот большой портрет Земфиры решили… связать. Причем вязали полотно в родном городе певицы - Уфе, где она тоже вполне себе бренд. Любимый же экспонат самого "Шнура", как удалось выяснить, айфон, сделанный в виде мраморной надгробной плиты. Только вместо дат здесь, как ни прискорбно, количество лайков.
Сами объекты, признается Сергей Шнуров, сделаны не его руками - он придумывает идеи и обозначает направление работы, а вот непосредственно создают их уже творческие соратники, найденные, кстати, с помощью Instagram.
- Вначале было слово, то есть какая-то моя задумка. А дальше, у меня есть три человека, которые занимаются их воплощением, а я вроде как художественный руководитель или глава компании,- поясняет музыкант и художник.
При этом никакого разрыва между музыкой и выставочной деятельностью лидер "Ленинграда" не видит: картины и инсталляции, по его словам, логичное продолжение концертов.
- Как группировка "Ленинград" мы уже давным давно не выпускаем альбомов, а в медийном пространстве без видеоряда вообще не существуем. Ни музыка, ни визуальная составляющая одно без другого не работают, все это я объединяю и все это и есть брендреализм.
Посмотреть "Ретроспективу брендреализма" в Эрарте можно будет до апреля. Правда, сделать это смогут только взрослые - на афише значится "18 плюс". Оставить это без внимания "Шнур" не смог, а потому рядом можно заметить еще одно ограничение: "68 минус".
Дмитрий Озерков, завотделом современного искусства Эрмитажа:
- Брендреализм - одновременно интересное и смешное направление. Смешное, потому что сам Сергей все это так иронически подает, а интересное, потому что он играет в искусство, которое кажется очень простым, но на деле это не так. Эта выставка про то, что мы живем во время, когда лица у нас практически не осталось. Человек одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах. Сам того не замечая, он выбирает их объектами своего поклонения. Появятся ли работы Сергея Шнурова в Эрмитаже? Эрмитаж, как вы знаете, не специализируется на современных художниках, но исключать такой возможности я, наверное, не стал бы.