14.02.2017 12:08
Поделиться

Театр музкомедии устроил ретро-путешествие по ресторанам Петербурга

В петербургском Театре музыкальной комедии - премьера. На Малой сцене  выпустили "Кабаре для гурманов".

Можно отправиться в музыкальное путешествие по ресторанам Петербурга-Петрограда начала ХХ века. Услышать: "Едем на острова, в "Медведь"!"

Зрители попадают в рестораны с маленькой эстрадой, на которых разыгрываются драматические сцены, скетчи, исполняются вокальные и танцевальные номера. В "меню" - Чехов и  Маяковский, Зощенко и Аверченко, песни Вертинского и Петра Лещенко, "Бублики" и "Шар голубой" - литературные сюжеты и музыкальные номера, объединенные темой "кабаре". Звучат строки:

Нет Петербурга без "Кюба"!

Нет Петербурга без "Донона"...

Они принадлежат поэту Серебряного века Николаю Агнивцеву:

"Кюба"! "Контан"! "Медведь"! "Донон"!

Чьи имена в шампанской пене

Взлетели в Невский небосклон

В своем сверкающем сплетеньи!..

Сценарий спектакля написал главный режиссер театра Игорь Коняев на музыку и тексты композиторов, писателей и поэтов начала 20 века. Режиссер-постановщик и балетмейстер - лауреат Государственной премии России и "Золотой маски" Гали Абайдулов (балетмейстер-постановщик спектакля "Белый. Петербург", удостоенного Премии Правительства Санкт-Петербурга и двух "Золотых софитов").

- Мне очень повезло с актерами - это без преувеличения бриллианты петербургского музыкального театра. И рядом с ними подрастающее поколение - молодые артисты, которые в работе с мэтрами могут "впитывать" очень правильные вещи: понимание стиля музыкального театра и сути так называемого легкого жанра, труднее которого, на самом деле, нет, - говорит Гали Абайдулов. - Мне очень понравился сценарий. Замечательная литература, не опереточная, - от Чехова до Зощенко. Музыкальные номера, что важно, аутентичны, соответствуют своему времени. У меня возникла идея с маской Черного Пьеро, которого придумал Вертинский. Сюда замечательно легла песня "Прощальный ужин". Спектакль поделен на две части: дореволюционный Петербург и "красный" Петроград 20-30-х годов,  Пьеро соединяет время.

Спектакль поделен на две части: дореволюционный Петербург и "красный" Петроград 20-30-х годов

Мы работали с большим удовольствием, весело и задорно. Я задумал сделать такой спектакль для артистов, чтобы они проявили свои профессиональные возможности: вокальные, танцевальные, актерские. Пять персонажей, это роли - амплуа: Гранд-кокет, Инженю, Бонвиван, Простак, Резонер. Они и посетители кабаре, и исполнители музыкальных номеров. Мне хотелось, чтобы и моим любимым актерам было "вкусно", и зрителям - не скучно, интересно.

Знаменитая "Пирожковая" на Невском. Рестораны, трактиры, чайные. Так вкусно слушать про это!  Кулебяки, расстегаи, икра, котлеты куриные, селедочка, рыжики соленые, огурчики… Графинчик с водочкой, коньячок, шампанское, крепкое пенистое пиво…

Игорь Коняев рассказал корреспонденту "РГ":

- Я абсолютно согласен со словами Фаддея Булгарина: "Русская ресторация - предмет безначальный и бесконечный для плодовитого пера… особый мир, который едва ли можно изобразить в десяти поэмах такого объема и содержания, как поэма "Мертвые души"… Отдельная тема: русские кабаре. Здесь многое известно, но совсем не популяризировано. Сознание культурных людей застряло на Вертинском и "Бродячей собаке", а тема необъятная. Поэтому можно выпустить много таких программ разного периода.

Интересно, что на заре профессиональной славы будущего Театра музкомедии первый этаж особняка на Итальянской занимало легендарное кабаре "Хромой Джо", поэтому в театре говорят, что с появлением спектакля "Кабаре для гурманов" начнется формирование нового облика афиши Малой сцены.

Дословно

В спектакле "Кабаре для гурманов" звучит текст из рассказа Чехова "Женщина с точки зрения пьяницы":

Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались обложить акцизным сбором. На случай, если когда-нибудь догадаются, предлагаю смету крепости означенного продукта в различные периоды его существования, беря в основу не количество градусов, а сравнение его с более или менее известными напитками:

  • Женщина до 16 лет - дистиллированная вода.
  • 16 лет - ланинская фруктовая.
  • От 17 до 20 - шабли и шато д’икем.
  • От 20 до 23 - токайское.
  • От 23 до 26 - шампанское.
  • 26 и 27 лет - мадера и херес.
  • 28 - коньяк с лимоном.
  • 29 - ликеры.
  • От 32 до 35 - пиво завода "Вена".
  • От 35 до 40 - квас.
  • От 40 до 100 лет - сивушное масло.

Если же единицей меры взять не возраст, а семейное положение, то:

  • Жена - зельтерская вода.
  • Теща - огуречный рассол.
  • Прелестная незнакомка - рюмка водки перед завтраком.
  • Вдовушка от 23 до 28 лет - мускат-люнель и марсала.
  • Вдовушка от 28 и далее - портер.
  • Старая дева - лимон без коньяка.
  • Невеста - розовая вода.
  • Тетенька - уксус.

Все женщины, взятые вместе - подкисленное, подсахаренное, подкрашенное суриком и сильно разбавленное "кахетинское" братьев Елисеевых.