Можно отправиться в музыкальное путешествие по ресторанам Петербурга-Петрограда начала ХХ века. Услышать: "Едем на острова, в "Медведь"!"
Зрители попадают в рестораны с маленькой эстрадой, на которых разыгрываются драматические сцены, скетчи, исполняются вокальные и танцевальные номера. В "меню" - Чехов и Маяковский, Зощенко и Аверченко, песни Вертинского и Петра Лещенко, "Бублики" и "Шар голубой" - литературные сюжеты и музыкальные номера, объединенные темой "кабаре". Звучат строки:
Нет Петербурга без "Кюба"!
Нет Петербурга без "Донона"...
Они принадлежат поэту Серебряного века Николаю Агнивцеву:
"Кюба"! "Контан"! "Медведь"! "Донон"!
Чьи имена в шампанской пене
Взлетели в Невский небосклон
В своем сверкающем сплетеньи!..
Сценарий спектакля написал главный режиссер театра Игорь Коняев на музыку и тексты композиторов, писателей и поэтов начала 20 века. Режиссер-постановщик и балетмейстер - лауреат Государственной премии России и "Золотой маски" Гали Абайдулов (балетмейстер-постановщик спектакля "Белый. Петербург", удостоенного Премии Правительства Санкт-Петербурга и двух "Золотых софитов").
- Мне очень повезло с актерами - это без преувеличения бриллианты петербургского музыкального театра. И рядом с ними подрастающее поколение - молодые артисты, которые в работе с мэтрами могут "впитывать" очень правильные вещи: понимание стиля музыкального театра и сути так называемого легкого жанра, труднее которого, на самом деле, нет, - говорит Гали Абайдулов. - Мне очень понравился сценарий. Замечательная литература, не опереточная, - от Чехова до Зощенко. Музыкальные номера, что важно, аутентичны, соответствуют своему времени. У меня возникла идея с маской Черного Пьеро, которого придумал Вертинский. Сюда замечательно легла песня "Прощальный ужин". Спектакль поделен на две части: дореволюционный Петербург и "красный" Петроград 20-30-х годов, Пьеро соединяет время.
Мы работали с большим удовольствием, весело и задорно. Я задумал сделать такой спектакль для артистов, чтобы они проявили свои профессиональные возможности: вокальные, танцевальные, актерские. Пять персонажей, это роли - амплуа: Гранд-кокет, Инженю, Бонвиван, Простак, Резонер. Они и посетители кабаре, и исполнители музыкальных номеров. Мне хотелось, чтобы и моим любимым актерам было "вкусно", и зрителям - не скучно, интересно.
Знаменитая "Пирожковая" на Невском. Рестораны, трактиры, чайные. Так вкусно слушать про это! Кулебяки, расстегаи, икра, котлеты куриные, селедочка, рыжики соленые, огурчики… Графинчик с водочкой, коньячок, шампанское, крепкое пенистое пиво…
Игорь Коняев рассказал корреспонденту "РГ":
- Я абсолютно согласен со словами Фаддея Булгарина: "Русская ресторация - предмет безначальный и бесконечный для плодовитого пера… особый мир, который едва ли можно изобразить в десяти поэмах такого объема и содержания, как поэма "Мертвые души"… Отдельная тема: русские кабаре. Здесь многое известно, но совсем не популяризировано. Сознание культурных людей застряло на Вертинском и "Бродячей собаке", а тема необъятная. Поэтому можно выпустить много таких программ разного периода.
Интересно, что на заре профессиональной славы будущего Театра музкомедии первый этаж особняка на Итальянской занимало легендарное кабаре "Хромой Джо", поэтому в театре говорят, что с появлением спектакля "Кабаре для гурманов" начнется формирование нового облика афиши Малой сцены.
В спектакле "Кабаре для гурманов" звучит текст из рассказа Чехова "Женщина с точки зрения пьяницы":
Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались обложить акцизным сбором. На случай, если когда-нибудь догадаются, предлагаю смету крепости означенного продукта в различные периоды его существования, беря в основу не количество градусов, а сравнение его с более или менее известными напитками:
Если же единицей меры взять не возраст, а семейное положение, то:
Все женщины, взятые вместе - подкисленное, подсахаренное, подкрашенное суриком и сильно разбавленное "кахетинское" братьев Елисеевых.