14.02.2017 17:27
    Поделиться

    Почему в ЮФО выступили против ужесточения правил интернет-торговли

    Правила интернет-торговли будут ужесточаться, ведь суммы, которые проходят через кибермагазины, весьма внушительны, а случаи мошенничества в Сети - обычное дело. По экспертным оценкам, объем онлайн-продаж в России в прошлом году превысил 800 миллиардов рублей. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа оказались в четверке лидеров роста интернет-продаж бытовой техники и электроники, основного товара в Сети. Такие данные предоставила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).

    Для виртуальных торговых площадок планируется ввести ГОСТы и штрафы. У коммерсантов юга попытки навести порядок в этом сегменте вызывают неоднозначную реакцию.

    Технологии обмана на интернет-площадках шлифуются и совершенствуются, простодушных покупателей заманивают невероятными скидками, редкими товарами и легкостью оплаты. Как разъяснили специалисты регионального Роспотребнадзора, претензии к виртуальным торговцам предъявляют постоянно, их набор стандартный: не то привезли, низкого качества, нарушили сроки поставки, вообще ничего не прислали. Шансы приобрести хороший товар или получить, к примеру, пачку соли вместо мобильного телефона примерно равны.

    Роспотребнадзор подготовил поправки в закон о защите прав потребителей, которые могут вступить в силу в этом году. Согласно этим поправкам интернет-площадки будут нести такую же ответственность, как и обычные магазины. Для юрлиц штрафы составят от 100 до 500 тысяч рублей, для физических - от трех до пяти тысяч. Кроме того, планируется ввести ГОСТы в сфере e-коммерции. Документ создан Российским институтом потребительских испытаний (РИПИ). В соответствии с ним на сайте интернет-магазина должны содержаться все юридические сведения о продавце, информация об оформлении, подтверждении заказа и о возможности возврата. Продавец обязан размещать разноплановые фотографии товаров, сертификаты, описание потребительских свойств и прочее. Кроме того, у сайта должен быть удобный интерфейс.

    - Обязанность указывать юридические данные продавца есть и сейчас, но где именно они должны быть размещены, не уточнено, - говорит хозяйка интернет-магазина одежды для молодых мам Татьяна Крупинина. - Можно закопаться в разделах сайта, но так их и не найти. Многие вообще не размещают эти данные. Правильно было бы указывать юридическое лицо, ИНН, ОГРН и физический адрес магазина, чтобы у потребителя были дополнительные гарантии в случае обмена или возврата товара. Очень важно прописать точный порядок оплаты, чтобы можно было доказать, что поступившие деньги - плата за товар, а не подарок.

    Есть возражения и по поводу такого пункта, как доступный интерфейс.

    - Молодежи любой интерфейс интуитивно понятен, старшее поколение разбирается хуже, - отметил специалист по продвижению сайтов Олег Шпак. - Единого стандарта здесь не может быть. Онлайн-покупки заведомо совершает наиболее продвинутая и платежеспособная часть населения, надо ориентироваться на них, а не на тех, кто все равно не будет приобретать, потому что на каком-то этапе не сможет зарегистрироваться или оплатить товар. Это кажется не таким уж важным, пока компания не начнет получать штрафы за сложный для кого-то интерфейс. Интернет развивается слишком быстро, чтобы втискивать его в рамки. Сейчас в моде одно оформление сайтов, через год - другое. Уже сегодня фотографии товара заменяют видеороликом.

    Но самое серьезное возражение состоит в том, что идея ГОСТов и штрафов ставит отечественные кибермагазины в неравные условия с зарубежными, ведь они все равно будут работать по своим схемам. Не учтена ситуация и с сайтами-агрегаторами, которые продают товары третьих лиц. Нашим правилам они не подчиняются, а процент получают.

    Мнение

    Юрий Пономарев, кандидат экономических наук Южного федерального университета:

    - Сегодня онлайн-сегмент - это примерно четыре процента всего рынка отечественного ретейла. В некоторых странах виртуальные продажи составляют 12 процентов. Получается, что российский интернет-рынок еще пуст, и потенциал e-commerce огромен. Регулировать его необходимо, но разумнее делать это в рамках собственных ассоциаций и объединений. Например, прошлой осенью в "черную пятницу" сами организаторы сетевых продаж ввели автослежение за ценами: предложение удаляли с сайтов, если после скидки товары оказывались дороже, чем в среднем на рынке. Кроме того, порог беспошлинной торговли для иностранных интернет-магазинов в 1000 евро ставит российский онлайн-ретейл в невыгодную позицию. В этих условиях правила должны носить рекомендательный характер. Иначе они станут архаикой, мешающей быстро развивающемуся и саморегулируемому рынку.

    Поделиться