Правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить только 23-ю статью Закона "Об оружии". Именно в этой статье речь идет об оплате этой самой госуслуги "за выдачу лицензий на приобретение оружия, разрешений на хранение или хранение и ношение, ввоз в Россию и вывоз из нее оружия и патронов к нему, продление сроков действия разрешений". Это одна из самых интересных статей в оружейном законодательстве для 4,4 миллиона россиян, на руках у которых 6,6 миллиона самых разных законно оформленных стволов. Большинство из них - не самые богатые люди, и даже не москвичи: на столицу приходится не более полумиллиона обладателей стволов. Немало и таких, для кого охота не столько хобби, сколько возможность добыть себе пропитание или заработать на жизнь. И каждая копейка для них не лишняя.
До сих пор владельцы оружия или желающие его приобрести платят единовременные сборы, "размеры которых определяются исходя из организационных и иных расходов, связанных с выдачей указанных документов, и утверждаются правительством России", но при этом не регламентируется налоговым законодательством.
Это и есть те самые десять рублей, на которые банки еще накручивают 30, а то и все 300 рублей - за оформление платежа.
Теперь же предлагается взимать государственную пошлину, размер которой установит законодательство России о налогах и сборах. В законопроекте нет конкретного предложения, какова же должна быть величина этой пошлины в рублях. Зато есть подробный расклад, сколько денег расходует государство на оказание услуг владельцу оружия. Ведь сказано же, что надо учитывать себестоимость выдачи документов?
Судя по калькуляции, представленной в законопроекте, себестоимость оформления всех документов составляет 840 рублей. Возможно, и размер госпошлины составит от 800 до 1000 рублей. Но это будет уже определено в налоговом законодательстве. Получается, что теперь за один ствол - а у многих имеется по несколько единиц, не говоря уже о коллекционерах, придется через каждые пять лет в момент продления разрешения выкладывать до тысячи рублей.
Есть и бонусы. Так, переход к госпошлине автоматически отменит взимание банками оплаты за оформление платежа.
Кстати, с 1 января 2015 года действуют изменения налогового законодательства, предусматривающие скидку в оплате государственной пошлины на 30 процентов в случае использования Единого портала государственных и муниципальных услуг для подачи заявления и получения результата услуги (пункт 4 статьи 333.35 Налогового кодекса России).
В 2014 году, несмотря на десятикратное увеличение количества заявлений по вопросам оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности, поступивших в электронном виде (с 3200 в 2013 году до 31 282), этот показатель в целом составил лишь 1,2 процента от общего числа всех предоставленных госуслуг.
Еще одна новация, предлагаемая законопроектом, - взимание единовременных пошлин за экспонирование, ввоз и вывоз оружейных коллекций. То есть если частный коллекционер или юридическое лицо, например музей, намерен вывезти свою коллекцию за рубеж для выставки, а затем ввезти, ему всякий раз придется за это платить.
Возможно, это снимет другую давнюю проблему - надо или не надо регистрировать раритетное оружие и его реплики, можно ли его продавать. МВД уже предложило усовершенствование правил оборота оружия, имеющего культурную ценность.
Смысл предложений - конкретизировать правила оборота старинного и антикварного оружия, в том числе холодного, имеющего культурную ценность, и исключить неопределенность правового регулирования оборота такого оружия с учетом специфики его использования. До сих пор действует норма, прописанная в Уголовном кодексе в пункте 4 статьи 222. Пока за продажу боевого антиквариата установлена та же степень ответственности, что и за продажу холодного оружия. То есть полиция вполне может задержать продавца раритета, а суд - назначить не только солидный штраф, но и дать вполне реальный тюремный срок.
Правда, Конституционный суд признал не соответствующим российской Конституции это положение.
Официальными представителями правительства России при рассмотрении палатами Федерального Собрания этого законопроекта назначены заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии - главнокомандующего войсками национальной гвардии России Сергей Лебедев и руководитель Договорно-правового департамента Росгвардии Александр Школьников.