Вопрос детской финансовой грамотности - очень важный на самом деле. Хотя многие родители не уделяют ему должного внимания. Первые карманные деньги ребенок, как правило, получает уже в младшем школьном возрасте. Но зачастую не знает, как ими распоряжаться. Не понимает, что такую-то сумму ему обязательно нужно оставить на проезд, на питание, а такую можно отложить на развлечения или какие-то безделушки. Он может потратить все на поход в кино, а потом остаться без обеда. Или купить сотую игрушечную машинку вместо билета на автобус. В будущем, став взрослым, этот ребенок также будет испытывать трудности с планированием своего бюджета.
Со старшей группы детского сада уже можно начинать обучение ребенка азам финансовой грамотности. Сперва рассказать о том, что такое вообще деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Потом поиграть в магазин. Объяснить, что товары в магазине нельзя взять просто так. За них нужно заплатить. Каждый товар имеет определенную стоимость. На сумму, скажем, в сто рублей можно купить мороженое и леденец. По мере взросления ребенку нужно объяснять, что есть расходы обязательные, как то: налоги, коммунальные платежи, оплата образовательных услуг и так далее. А есть второстепенные, грубо говоря, "пустые", когда приобретается то, в чем нет такой уж большой необходимости. Как сотая игрушечная машинка. И в первую очередь в бюджет закладываются обязательные траты. А потом уже все остальное.
В подростковом возрасте неплохо бы дать ребенку возможность самостоятельно заработать свои первые деньги. На летних каникулах для этого более чем достаточно времени. Чтобы сформировать у ребенка понимание ценности денег и значимости труда.
Что же касается использования денег в качестве некоего стимулятора, когда ребенку платят за каждую хорошую отметку или за каждую помытую тарелку, то я категорически против этого. Человек должен понимать, что его знания и умения ценны сами по себе. Их нельзя купить или получить в обмен на что-то. И старательно учиться, овладевать какими-то новыми навыками нужно не ради денег, а ради себя самого и своего будущего.