"Александр Мальцев как-то сказал: "Мы пили, но мы играли, а кто не верит, пусть смотрит на табло". От себя скажу: "Мы в Ростовском университете зажигали так, что поднимался ветер. Но при этом мы получали красные дипломы", - признается Макарычев.
Хорошая вещь ностальгия. Но какие же нам встречались канальи! Именно так вкратце можно сформулировать впечатление от повести Максима Макарычева.
Речь в ней идет о традиционном летнем семестре в студенческом строительном отряде, и в наше зубодробительно серьезное время такая повесть обернулась бы сотней проверок, разборок, выговоров с занесением, наказанием пособников и так далее.
Автора от подобных невзгод спасает только срок давности: герои его повести отчаянно нарушают трудовую дисциплину и моральный кодекс строителя… нет, не коровников, а самого коммунизма. Плевать хотели на антиалкогольные кампании, запрет самогоноварения и сбыта паленого алкоголя, портят и расхищают социалистическое имущество вплоть до казенных одеял, любовь к женщине проявляют всеми доступными и порой малоцензурными способами, да и прекрасные дамы отвечают им взаимностью…
Но при этом - что самое главное! - они умеют радоваться жизни, стоически преодолевать всяческие тяготы, а на происки разных хапуг имеют стойкий иммунитет под названием "молодость". По ней и ностальгия. А канальи… да и черт с ними. Время все и всех в итоге расставляет по своим местам. И автору повести это хорошо известно на личном опыте.
Хорошая, честная, искренняя повесть, где внутренний цензор-ханжа напрочь вырублен стаканом ядреной "абрикосовки", и рассказу своими ремарками не мешает. Будущее безбрежно, а молодость бесконечна. А что с нами со всеми время в итоге сделает - в эпилоге узнаем.