У объекта со звучным названием Прейсиш-Эйлау непростая судьба. Его заложили в первой половине XIV века по приказу гроссмейстера Тевтонского ордена Вернера фон Орзельна. Форбург, то есть передовое укрепление замка, пережил Вторую мировую войну. Когда территории Восточной Пруссии вошли в состав Советского Союза, Прейсиш-Эйлау передали районному потребсоюзу. Какое-то время подвалы замка и строения форбурга использовались в качестве складов.
В конце 90-х годов московский предприниматель решил открыть в средневековом здании отель с рестораном. Но план реализовать не удалось, работы остановились. С тех пор остатки замка постепенно превращаются в руины. Ситуацию усугубил пожар, который произошел в 2014 году и серьезно повредил крышу.
В прошлом году здание проверила прокуратура. И пришла к выводу, что замок, который является объектом культурного наследия регионального значения, опасен для потенциальных визитеров. Проблема, в частности, заключается в незакрепленных элементах кровли, которые в любой момент грозят обрушиться кому-нибудь на голову. Организованные туристические группы, впрочем, замок не посещают, но его могут исследовать индивидуальные путешественники.
Как пояснили в агентстве по имуществу Калининградской области, памятник долгое время находился в федеральной собственности и перешел в региональное ведение уже после пожара, в 2015 году. Причем региону передали только замок - без земли, на которой он стоит.
- Мы формировали земельный участок под данным объектом, поскольку без юридических прав на него невозможно было проводить никакие работы, - отмечает руководитель областного агентства по имуществу Наталья Кузнецова. - Кроме того, сейчас мы ведем переговоры со службой охраны памятников - возможно, поручим их подведомственному учреждению составить смету неотложных работ. Понимая, что на принятие этих мер потребуется достаточно продолжительное время, решено включить замок в прогнозный план приватизации на 2017-2019 годы. Мы рассчитываем, что потенциальный инвестор поможет нам сохранить этот объект.
В какую сумму оценят Прейсиш-Эйлау, пока неизвестно. Но эксперты, которые имеют опыт эксплуатации калининградских замков, утверждают: деньги должны быть символическими.
- Работа по сохранению такого объекта культурного наследия требует многомиллионных финансовых вложений, начиная от проектирования, экспертизы и заканчивая консервацией и реконструкцией, - комментирует "Российской газете" ситуацию Влада Смирнова, член совета некоммерческой организации "Фонд "Дом-Замок". - Поэтому будет справедливо, если деньги, который инвестор вложит в сохранение замка, и станут платой за этот объект. Главное, чтобы памятник оставался открытым для посетителей, продолжал выполнять функции культурного просвещения, чтобы инвестор разработал адекватную ситуации программу сохранения и восстановления замка, а ответственные службы следили за реализацией этой программы.