Сомерсет Моэм, британский писатель, классик литературы XX столетия, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.
Самые известные романы - "Бремя страстей человеческих", "Луна и грош", "Театр".
Это он написал: "Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать".
Если "Театр" и "Недосягаемую" ставят в театре и кино часто, то "Верную жену" почему-то обходят стороной. Написанная в 1926 году, у Моэма это комедия. Про мужчин и женщин. Про любовный треугольник и семью в состоянии распада. Писатель - знаток женской души, женских характеров, и "Верная жена" - словно энциклопедия под названием "Мужчины и женщины", кладезь умных мыслей, ярких, поучительных афоризмов. То, что мы все знаем и часто повторяем.
- Мужчины по своей природе порочны.
Они не всегда говорят то, что думают.
- Мужчины глупеньких любят.
- Верность для мужчин - пустой звук.
- Умная женщина всегда доверяет своему мужу.
Главная роль отдана Анне Геллер. Телезрители знают ее по фантастическому сериалу "Иные", фильмам "Ивановы", "Ключ Саламандры". В "Верной жене" Геллер играет сильную, умную женщину.
"Джон и я - счастливчики. У нас был идеальный брак", - говорит Констанс. Они с Джоном самые близкие друзья, позади 15 лет супружеской жизни.
- Я сразу полюбила свою Констанс, мне она симпатична, - призналась Анна Геллер. - У Моэма всегда сильные женщины в центре повествования. Страдающие, но умеющие держать себя в руках. В пьесе героиня более холодная, расчетливая, рациональная. Мы сделали из нее живого, чувствующего человека, которого убил поступок мужа (измена с лучшей подругой). Но она собралась, переступила через свою боль, освободилась, выжила и… вернула мужа. Это поступок сильного человека.
Мне эта роль и в жизни помогает, учит мудрости. "Как жалко, что мы не видели ваш спектакль до того, как оформили развод!" - говорили мне зрительницы. Сегодня это частое явление, когда мужчина в 40 лет чувствует себя творцом своей жизни и тех, кто рядом, и переступает грань. Я знаю таких мужчин, успешных в деле. Они ходят в спортзал и выглядят прекрасно, а на моральные аспекты, считают, можно закрыть глаза. У нас в спектакле женщина, которую мужчина считал своим придатком, вдруг отрезвляет его.
- "Салонную" комедию Моэма мы поставили как трагикомедию, - рассказал режиссер Семен Спивак.- Признаюсь, что посмотрев наш спектакль, переводчик пьесы Виктор Вебер пришел в восторг!
Наш театр любит этот жанр. Сейчас вообще нет "чистых" жанров. Ставить просто комедию мне, например, скучно. Жизнь состоит из дня и ночи. Режиссер имеет право на трактовку материала, может сокращать повторы, многословность, убирать тяжеловесность. Я увидел в пьесе глубину. Не могу назвать комедийной ситуацию, когда твой муж занимается любовью с другой женщиной. Это ведь очень больно. Я поставил спектакль об этом. Доверие - самое главное в отношениях.
Журналисты написали, что Спивак показал мастер-класс - как нужно сохранять семью. На самом деле, я хотел показать, что в жизни бывают сложные ситуации. Первый поцелуй отличается, образно говоря, от сотого, и это испытание для обоих - мужчины и женщины. Мы продлили жизнь персонажей, показав их в старости. Этого финала у Моэма нет.
В спектакле заняты Юрий Сташин (Джон), Андрей Кузнецов (бывший жених Констанс), Татьяна Григорьева (мать Констанс), Юлия Шубарева (Мари-Луиза, подруга Констанс), Роман Нечаев (обманутый муж Мари-Луизы) и другие артисты театра, а также студенты РГИСИ (мастерская Семена Спивака).