Новости

15.02.2017 12:50
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

В Петербурге поставили пьесу Моэма про мудрую женщину

Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Молодежный театр на Фонтанке пополнил репертуар пьесой Моэма "Верная жена". Поставил спектакль художественный руководитель Семен Спивак.

Сомерсет Моэм, британский писатель, классик литературы XX столетия, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Самые известные романы - "Бремя страстей человеческих", "Луна и грош", "Театр".

Это он написал: "Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать".

Если "Театр" и "Недосягаемую" ставят в театре и кино часто, то "Верную жену" почему-то обходят стороной. Написанная в 1926 году, у Моэма это комедия. Про мужчин и женщин. Про любовный треугольник и семью в состоянии распада. Писатель - знаток женской души, женских характеров, и "Верная жена" - словно энциклопедия под названием "Мужчины и женщины", кладезь умных мыслей, ярких, поучительных афоризмов. То, что мы все знаем и часто повторяем.

- Мужчины по своей природе порочны.

Они не всегда говорят то, что думают.

- Мужчины глупеньких любят.

- Верность для мужчин - пустой звук.

- Умная женщина всегда доверяет своему мужу.

Главная роль отдана Анне Геллер. Телезрители знают ее по фантастическому сериалу "Иные", фильмам "Ивановы", "Ключ Саламандры". В "Верной жене" Геллер играет сильную, умную женщину.

"Джон и я - счастливчики. У нас был идеальный брак", - говорит Констанс. Они с Джоном самые близкие друзья,  позади 15 лет супружеской жизни.

- Я сразу полюбила свою Констанс, мне она симпатична, - призналась Анна Геллер. - У Моэма всегда сильные женщины в центре повествования. Страдающие, но умеющие держать себя в руках. В пьесе героиня более холодная, расчетливая, рациональная. Мы сделали из нее живого, чувствующего человека, которого убил поступок мужа (измена с лучшей подругой). Но она собралась, переступила через свою боль, освободилась, выжила и… вернула мужа. Это поступок сильного человека.

Мне эта роль и в жизни помогает, учит мудрости. "Как жалко, что мы не видели ваш спектакль до того, как оформили развод!" - говорили мне зрительницы. Сегодня это частое явление, когда мужчина в 40 лет чувствует себя творцом своей жизни и тех, кто рядом, и переступает грань. Я знаю таких мужчин, успешных в деле. Они ходят в спортзал и выглядят прекрасно, а на моральные аспекты, считают, можно закрыть глаза. У нас в спектакле женщина, которую  мужчина считал своим придатком, вдруг отрезвляет его.

- "Салонную" комедию Моэма мы поставили как трагикомедию, - рассказал режиссер Семен Спивак.-  Признаюсь, что посмотрев наш спектакль, переводчик пьесы Виктор Вебер пришел в восторг!

Наш театр любит этот жанр. Сейчас вообще нет "чистых" жанров. Ставить просто комедию мне, например, скучно. Жизнь состоит из дня и ночи.  Режиссер имеет право на трактовку материала,  может сокращать повторы, многословность, убирать тяжеловесность. Я увидел в пьесе глубину. Не могу назвать комедийной ситуацию, когда твой муж занимается любовью с другой женщиной. Это ведь очень больно. Я поставил спектакль об этом. Доверие - самое главное в отношениях.

Журналисты написали, что Спивак показал мастер-класс - как нужно сохранять семью. На самом деле, я хотел показать, что в жизни бывают сложные ситуации. Первый поцелуй отличается, образно говоря, от сотого, и это испытание для обоих - мужчины и женщины. Мы продлили жизнь персонажей, показав их в старости. Этого финала у Моэма нет.

В спектакле заняты Юрий Сташин (Джон), Андрей Кузнецов (бывший жених Констанс), Татьяна Григорьева (мать Констанс), Юлия Шубарева (Мари-Луиза, подруга Констанс), Роман Нечаев (обманутый муж Мари-Луизы) и другие артисты театра, а также студенты РГИСИ (мастерская Семена Спивака).

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники