15.02.2017 12:50
    Рубрика:

    В Петербурге поставили пьесу Моэма про мудрую женщину

    Молодежный театр на Фонтанке пополнил репертуар пьесой Моэма "Верная жена". Поставил спектакль художественный руководитель Семен Спивак.

    Сомерсет Моэм, британский писатель, классик литературы XX столетия, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

    Самые известные романы - "Бремя страстей человеческих", "Луна и грош", "Театр".

    Это он написал: "Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать".

    Если "Театр" и "Недосягаемую" ставят в театре и кино часто, то "Верную жену" почему-то обходят стороной. Написанная в 1926 году, у Моэма это комедия. Про мужчин и женщин. Про любовный треугольник и семью в состоянии распада. Писатель - знаток женской души, женских характеров, и "Верная жена" - словно энциклопедия под названием "Мужчины и женщины", кладезь умных мыслей, ярких, поучительных афоризмов. То, что мы все знаем и часто повторяем.

    - Мужчины по своей природе порочны.

    Они не всегда говорят то, что думают.

    - Мужчины глупеньких любят.

    - Верность для мужчин - пустой звук.

    - Умная женщина всегда доверяет своему мужу.

    Главная роль отдана Анне Геллер. Телезрители знают ее по фантастическому сериалу "Иные", фильмам "Ивановы", "Ключ Саламандры". В "Верной жене" Геллер играет сильную, умную женщину.

    "Джон и я - счастливчики. У нас был идеальный брак", - говорит Констанс. Они с Джоном самые близкие друзья,  позади 15 лет супружеской жизни.

    - Я сразу полюбила свою Констанс, мне она симпатична, - призналась Анна Геллер. - У Моэма всегда сильные женщины в центре повествования. Страдающие, но умеющие держать себя в руках. В пьесе героиня более холодная, расчетливая, рациональная. Мы сделали из нее живого, чувствующего человека, которого убил поступок мужа (измена с лучшей подругой). Но она собралась, переступила через свою боль, освободилась, выжила и… вернула мужа. Это поступок сильного человека.

    Мне эта роль и в жизни помогает, учит мудрости. "Как жалко, что мы не видели ваш спектакль до того, как оформили развод!" - говорили мне зрительницы. Сегодня это частое явление, когда мужчина в 40 лет чувствует себя творцом своей жизни и тех, кто рядом, и переступает грань. Я знаю таких мужчин, успешных в деле. Они ходят в спортзал и выглядят прекрасно, а на моральные аспекты, считают, можно закрыть глаза. У нас в спектакле женщина, которую  мужчина считал своим придатком, вдруг отрезвляет его.

    - "Салонную" комедию Моэма мы поставили как трагикомедию, - рассказал режиссер Семен Спивак.-  Признаюсь, что посмотрев наш спектакль, переводчик пьесы Виктор Вебер пришел в восторг!

    Наш театр любит этот жанр. Сейчас вообще нет "чистых" жанров. Ставить просто комедию мне, например, скучно. Жизнь состоит из дня и ночи.  Режиссер имеет право на трактовку материала,  может сокращать повторы, многословность, убирать тяжеловесность. Я увидел в пьесе глубину. Не могу назвать комедийной ситуацию, когда твой муж занимается любовью с другой женщиной. Это ведь очень больно. Я поставил спектакль об этом. Доверие - самое главное в отношениях.

    Журналисты написали, что Спивак показал мастер-класс - как нужно сохранять семью. На самом деле, я хотел показать, что в жизни бывают сложные ситуации. Первый поцелуй отличается, образно говоря, от сотого, и это испытание для обоих - мужчины и женщины. Мы продлили жизнь персонажей, показав их в старости. Этого финала у Моэма нет.

    В спектакле заняты Юрий Сташин (Джон), Андрей Кузнецов (бывший жених Констанс), Татьяна Григорьева (мать Констанс), Юлия Шубарева (Мари-Луиза, подруга Констанс), Роман Нечаев (обманутый муж Мари-Луизы) и другие артисты театра, а также студенты РГИСИ (мастерская Семена Спивака).

    Поделиться: