Данные статистики подтверждают исследования челябинского УФАС.
- Рынок нефтепродуктов является социально значимым, поэтому находится на постоянном контроле, - говорит начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Юлия Пузанкова. - Мы регулярно анализируем структуру себестоимости, оптовые и розничные цены, смотрим рентабельность компаний, их маржу. В Челябинской области стоимость бензина действительно отличается в меньшую сторону по сравнению с соседями.
Особенностью южноуральского рынка нефтепродуктов является отсутствие явных доминант из числа вертикально-интегрированных компаний федерального уровня (ВИНК), хотя их совокупная доля превышает 50 процентов. Поэтому можно говорить о совокупном доминирующем положении, которое само по себе допускается законом и не влечет административных взысканий. Применение санкций со стороны УФАС возможно только в случае установления монопольно высокой цены на бензин одним или несколькими хозяйствующими субъектами, что будет расцениваться как нарушение статьи 10 закона о защите конкуренции, либо в случае их согласованных действий (статья 11).
В последние годы нарушений антимонопольного законодательства со стороны вертикально интегрированных компаний в Челябинской области не выявлялось: в 2016-м стоимость автомобильного топлива повышалась, но незначительно, не выше уровня официальной инфляции, при этом рост ценников был продиктован в основном увеличением оптовой цены нефтепродуктов, акцизов и изменением экспортных пошлин.
Одной из причин низких цен на топливо в регионе, по мнению экспертов, является развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов, в том числе за счет активности местных предпринимателей. Не занимая в рознице доминирующего положения, малые компании не попадают под антимонопольный контроль и могут быть привлечены к ответственности только в случае выявления сговора. Более того, в отношении "малышей" введены иммунитеты, которые призваны снизить давление надзорных органов. Поэтому такие хозяйствующие субъекты более свободны в ценообразовании.
- В любом субъекте РФ с советских времен сохранилась базовая инфраструктура автозаправочных комплексов, которая, как правило, закреплялась за одной ВИНК. Так же когда-то было и у нас, но интенсивного развития у этой компании не получилось. Более того, часть АЗС со временем распродали другим игрокам рынка, что усилило регионалов и изменило структуру рынка, - говорит Алексей Савинков, директор фирмы, занимающейся оптовыми поставками топлива в Челябинске. - Для южноуральских автомобилистов это только на руку, но ждать резкого удешевления топлива все же не стоит. В оптовом сегменте снижение стоимости отмечается достаточно часто, однако розница ни разу не отреагировала на это, ведь цены в Челябинской области и без того низкие.