Сейчас Госдума отправила в рассылку для сбора отзывов проект соответствующих поправок в Закон "О противодействии экстремистской деятельности" и Гражданский процессуальный кодекс. Инициатива была внесена в парламент примерно полтора года назад, но только сейчас законодатели приступили к активной работе над ней.
Напомним, что сегодня порядок такой: прокуратура, усмотрев нечто нехорошее и крайне опасное в том или ином материале (ролике, книжке, песне и т.п.) направляет представление в районный суд.
"В законе закреплено, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, - пояснил "РГ" адвокат Вячеслав Голенев. - Также подобное решение может быть принято при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими суд принимает решение об их конфискации".
Иными словами, прокуратура может поставить вопрос о запрете тех или иных материалов отдельно, натолкнувшись, допустим, на нехорошие картинки в Интернете. А может потребовать запретить какую-нибудь книжку, изъяв ее у подозреваемого по уголовному делу об экстремизме. Если эксперты сочтут, что книга действительно разжигает неправильные страсти, то ее могут признать экстремистской.
Затем решение суда направляется в Министерство юстиции РФ для включения указанного информационного материала в соответствующий реестр запрещенного.
По данным на конец января, в федеральном списке экстремистских материалов было 4022 пункта с запрещенной продукцией. Последним в списке значится некий видеоролик, размещенный в социальной сети. Как установил суд, он содержит психологические и лингвистические признаки возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признаку национальной принадлежности. Смотреть такое запрещено.
Между тем, по мнению некоторых экспертов, районным судьям подчас не хватает квалификации для решения столь тонкого вопроса, относить или нет к запрещенным очередные строки. Были случаи, когда в список экстремистских материалов включались отрывки из классических произведений, в том числе авторитетных богословских текстов и даже... антифашистские мультфильмы (несколько лет назад по требованию прокуратуры была запрещена одна из серий диснеевского мультфильма про Дональда Дака).
"Предложение авторов законопроекта требует изучения, - сказали эксперты, опрошенные "РГ". - Но предсказать судьбу инициативы сейчас трудно. Необходимо услышать и мнение Верховного суда России по поводу инициативы. Надо также напомнить, что решения судов опираются на заключениях экспертов, так что для решения проблемы необходимо развивать и качество судебной экспертизы в подобных делах".