"Иван Грозный" завершит ретроспективу работ Эйзенштейна в Москве

Показ фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", кинотеатр "Каро 9 Атриум", 22 февраля

В кинотеатре "Каро 9 Атриум" завершается цикл показов фильмов Сергея Эйзенштейна. Эта ретроспектива, одним из организаторов которой выступила Московская школа кино, стартовала в феврале демонстрацией раннего фильма Эйзенштейна "Стачка". Кроме этого зрители могли увидеть и другие этапные работы одного из самых влиятельных режиссеров мирового кино - "Броненосец "Потемкин" и "Александр Невский". Окончанием ретроспективы логичным образом станет "Иван Грозный" - последняя работа режиссера, одна из самых неоднозначных картин мастера.

Именно "Иван Грозный" тот канон отечественного исторического фильма, от которого до сих пор пляшут все современные режиссеры, берущиеся экранизировать российскую историю, от Павла Лунгина до авторов сериалов на телеканале "Россия". Эйзенштейн, благодаря которому советское кино на заре своего существования состоялось как культурный феномен мирового значения, в "Иване Грозном" создал матрицу нашей исторической драмы, которая так или иначе воспроизводится, служит материалом для полемики или даже пародируется (как, например, в знаменитой комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", которой от фильма Эйзенштейна достались костюмы) во всех последующих кинематографических произведениях про средневековую Россию.

"Иван Грозный", бывший едва ли не единственной картиной, на которую не жалели денег в годы Великой Отечественной войны, создавался, конечно, как фильм идеологический, но как и другие великие работы Эйзенштейна, этот фильм выше каких бы то ни было пропагандистских рамок. Из-за этого у фильма была не самая простая судьба. Если первая часть, в которой показаны события вплоть до возвращения Грозного из Александровской слободы, Сталин, лично курировавший съемки, считал большой художественной удачей, то вторая часть была запрещена. Сталину, конечно, не могла понравиться та драма единоличного властителя, которую демонстрирует во второй части своей картины Эйзенштейн. Что, видимо, послужило причиной раннего ухода Эйзенштейна - узнав о запрете, еще совсем не старый режиссер слег с сердечным приступом и через несколько недель умер.

Изначально запланированный как трилогия, "Иван Грозный" так и остался двухчастным, причем вторая часть из-за запрета долгие годы была неизвестной широкому зрителю. Шанс увидеть дилогию Эйзенштейна на большом экране в наши дни выпадает не слишком часто, а фильмы такого масштаба, конечно, имеет смысл смотреть именно в кинотеатре.