"Я рассчитываю, что по каждой из этих тем мы сможем поговорить", - добавил с улыбкой, настраиваясь на предстоящую работу, российский министр.
В этот момент стало особенно заметным, насколько напряженным и одновременно немного растерянным выглядит Тиллерсон. По традиции он также начал ответное приветствие: "Спасибо, господин Лавров, мне также приятно вас видеть". Но большего сказать не успел - американская пресс-служба буквально призвала его к молчанию, с громкими криками начав выгонять из переговорной российских и иностранных журналистов. Госсекретарь осекся на полуслове, остановив застывший взгляд на откровенно удивленном происходящим Лаврове. После чего беседа глав российского и американского дипведомств продолжилась за закрытыми дверями. Тем не менее состоявшийся разговор российский министр назвал "отличным, продуктивным, откровенным" и, по его мнению, "полезным". Впрочем, значительных ожиданий, тем более прорывов от состоявшихся переговоров ни в Москве, ни в Вашингтоне не ждали. В российском МИДе стремились прояснить американскую позицию - в последнее время из Белого дома звучало немало противоречивых, а порой взаимоисключающих заявлений в отношении будущего внешнеполитического курса команды Трампа, в том числе по вопросам, затрагивающим интересы России.
"Мы с госсекретарем сопоставили наше видение международных проблем в принципиальном плане", - сообщил Лавров. Не вдаваясь в детали, он обозначил круг обсуждавшихся тем - Украина, Афганистан, сирийское урегулирование. В том, что касается "непримиримой борьбы с терроризмом", глава МИД России подтвердил наличие у России и США "общих, совпадающих интересов".
Беседа в Бонне стала личным и профессиональным знакомством Лаврова и Тиллерсона - ранее они не встречались друг с другом. При этом в Москве принимали во внимание тот факт, что госсекретарь лишь формирует команду и многие вакансии в его ведомстве еще не заполнены после ухода прежде занимавших их чиновников.
Нынешний уровень российско-американского диалога накануне боннской встречи охарактеризовал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: "В отношениях России с новой администрацией США пока ничего выстраиваться не начало". Ведь до сих пор Москва получала представление о внешнеполитическом курсе Белого дома только на основании заявлений о намерениях выстраивать диалог, находящийся, по словам Пескова, "по известным причинам в весьма плачевном состоянии". Впрочем, с учетом непростой внутриполитической ситуации в самих США, в Москве не рассчитывали на немедленные решения американской администрации по щекотливым темам в двусторонних отношениях. Лавров сообщил, что госсекретарь подтвердил готовность Белого дома преодолевать непростой период, вызванный решениями Обамы, и устранять в отношениях между Москвой и Вашингтоном "все наносное, искусственное". Но, даже лишенное конкретики, такое заявление - очевидный шаг вперед. Вопрос о введенных прежней американской администрацией США санкциях в отношении России, по словам Лаврова, не обсуждался: "Мы исходим из того, что это аномалия".
"Понятно, что мы не могли решить всех проблем. Понятно, что их никогда не решить в отношениях между такими державами, как Россия и США", - обозначил позицию Москвы Лавров.
Стала ли беседа глав внешнеполитических ведомств точкой отсчета для дальнейшей предметной работы по восстановлению находящихся в тупике двухсторонних отношений? Выводы на этот счет по итогам первой беседы Лаврова и Тиллерсона делать преждевременно. Тем более что накануне встречи российского министра и госсекретаря своими впечатлениями от состоявшихся в Вашингтоне переговоров с Тиллерсоном поделилась Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Она сообщила, что в том, что касается отношений с Россией и подходов к сирийскому кризису, "не услышала сильно отличных мнений" и не увидела в этих вопросах больших разногласий между единой Европой и США. Разошлись, по ее словам, подходы Брюсселя и Вашингтона по другим темам - "многополярности, свободному рынку и иранскому досье".
"Представители разведсообщества (АНБ и WHE) нелегально передают информацию в руки The New York Times и Washington Post. Засекреченная информация нелегально передается "разведкой", как конфета. Очень не по-американски", - возмущался на днях президент США Дональд Трамп. В ситуации, когда благодаря утечкам "доброжелателей" прессе становились известны подробности переговоров, которые по телефону Трамп вел с мировыми лидерами из Белого дома, вряд ли вызывает сомнения, что каждое слово из беседы Лаврова и Тиллерсона в итоге станет известным и будет под лупой изучаться заинтересованной в новых скандалах вокруг команды Трампа американской прессой. Такого развития событий исключать нельзя.
Судя по ажиотажному интересу журналистов, беседа глав внешнеполитических ведомств России и США стала одним из центральных событий министерской "двадцатки". Ведь от итогов состоявшихся переговоров, какими бы предварительными и скромными они ни выглядели, зависит, сумеют ли в будущем Белый дом и Кремль договориться о конструктивном взаимодействии для преодоления глобальных угроз, отказавшись от ненужной конфронтации на второстепенных внешнеполитических треках.
"Когда президенты России и США сочтут возможным, тогда и состоится их встреча", - прояснил ситуацию относительно перспектив прямого контакта Владимира Путина и Дональда Трампа, глава внешнеполитического ведомства России. При этом Лавров обещал, что уже в ближайшее время его контакты с американским коллегой будут продолжены.