Ее "услуги" потребители оценили на 3,9 балла из пяти возможных. Наименее удобные варианты - покупка проездных билетов на одну или несколько поездок.
Помимо временных затрат людей напрягает необходимость поиска точек и терминалов. При оплате наличными не устраивают сложности со сдачей.
Такие выводы сделали по результатам Всероссийского опроса эксперты Аналитического центра НАФИ в феврале 2017 года. Они также обратили внимание, что предпочтения россиян постепенно смещаются в инновационные варианты.
За проезд продвинутые пользователи все чаще расплачиваются с помощью приложений мобильных телефонов. Вариант проведения таких платежей в среднем оценивают на 3,2 балла. Высокие оценки дают жители Северного Кавказа и Центра (3,5), низкие - Поволжья (2,9). Из положительных сторон отмечают скорость (55 процентов среди высоко оценивших) и то, что средство оплаты, телефон, всегда "под рукой". Неудобной оплату по мобильному признают 13 процентов опрошенных. В основном из-за технических сложностей.
По словам руководителя направления исследований финансовых технологий НАФИ Сергея Антоняна, рынок общественного транспорта движется в безналичные расчеты, которые растут на 10-15 процентов в год. Транспортная карта остается пока золотой серединой между традиционными и инновационными способами оплаты.
Чаще всего высокие оценки ей ставят сегодня жители Центрального федерального округа (4,4), реже - опрошенные на Дальнем Востоке (3,3). Основной довод - "быстро и не надо стоять в очередях". Из неудобств - пополнение карты отнимает много времени.
Второй по удобству способ оплаты - наличными водителю или кондуктору - предпочитают жители Дальнего Востока и Северного Кавказа. И, наоборот, не считают таковым пассажиры в Центральном и Северо-Западном округах .
Оплата банковской картой на турникете нравится респондентам Центрального и Северо-Западного федеральных округов (около 4 баллов).
Ниже этот вариант оценивают жители Дальнего Востока, Поволжья и Сибири. К минусам граждане относят опасения из-за мошенничества (20 процентов).
Многие считают, что банковские карты открывают прямой доступ к банковскому счету, и в каждом случае, особенно на общественном транспорте, при скоплении народа, пользоваться ими нежелательно.
По словам Сергея Антоняна, возможно, уже через несколько лет неоспоримые преимущества платежного средства при оплате автобусов, метро и трамваев получат смартфоны, персональные помощники, которые всегда под рукой.
Это приведет к закрытию привокзальных касс по продаже билетов на межрегиональных направлениях, исчезнут городские спецточки, где сейчас продают билеты на трамваи, автобусы, троллейбусы или маршрутки. Инфраструктура оплаты общественного транспорта полностью обновится.
И к этому надо готовиться, предупреждают эксперты Аналитического центра НАФИ.
Например, Яндекс. Транспорт уже сейчас продвигает бесконтактные способы оплаты на общественном транспорте с помощью приложений. Но из-за того, что люди пока широко не осведомлены, как это работает, переход пока идет вяло.