Первым музеем в России была Кунсткамера. В этот "публичный" музей людей заманивали рюмкой водки и показывали всякие удивительные штуки - и художественные, и природные. Потом возник Эрмитаж Екатерины. Но и он еще был "относительным музеем", считает директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский - скорее его можно было назвать придворной коллекцией. А вот открытый Николаем I в 1852 году Новый Эрмитаж стал настоящим музеем и особым явлением в русской культуре.
- Изумительное музейное здание, шедевр архитектора Лео фон Кленце, рождено по воле императора Николая, - подчеркивает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
У Николая I никогда не было репутации особого радетеля и благодетеля культуры. "Хладность его натуры пронизала собою русскую жизнь куда больше, чем пошлость последующих властителей... С поразительным упорством этот человек стремился стать решительно всем для русской литературы: родным и крестным отцом, нянькой и кормилицей, тюремным надзирателем и литературным критиком, - этот нелестный, но похоже очень точный образ императора рисует в одной из лекций о русской литературе Владимир Набоков. - Какие бы качества он ни выказывал в своей монаршей профессии, нужно признать, что в обращении с Русской Музой он вел себя как наемный убийца или, в лучшем случае, шут".
Однако такие слова о царе никогда не повторят в Эрмитаже. "Он был человек, весь сотканный из сложностей и противоречий... Человек очень жесткий и в то же время очень романтичный, даже сентиментальный", - рассказывает Михаил Пиотровский о государе - устроителе музея. А любовь императора к изобразительному искусству и желание создать музей оказались счастьем для всех участников событий.
Первым побуждением к созданию музея стал страшный пожар 1837 года, в котором сгорел весь Зимний дворец, но Эрмитаж защитили. Восстанавливая дворец, император, в ответ на пожар, решил создать технологически новый, публичный музей. Любивший Германию, в Мюнхене он особенно восхищался воздвигнутыми в неогреческом стиле торжественными зданиями для музеев. А налюбовавшись, предложил их создателю, архитектору Лео фон Кленце, построить здание "музеума" в Петербурге.
Новый Эрмитаж строился хоть и талантливым иностранным архитектором, но под наблюдением русской комиссии из архитекторов, инженеров и финансистов (она приспосабливала безудержные фантазии немца к российским реалиям) и самого императора, который принимал окончательные решения. Ссор было очень много. Но их результатом стал шедевр.
Николай I внес личный вклад в оформление интерьеров Нового Эрмитажа. Распорядился сделать новые рамы одного типа с надписями по-французски и по-русски. А когда начался отбор картин в экспозиции, лично рисовал планы комнат с картинами. "В Эрмитаже есть его рисунок "Развеска картин в комнате императрицы Марии Федоровны". Есть также много записок с указанием, что, как и где - в каких местах и залах - нужно развешивать в музее", - рассказывает Михаил Пиотровский.
Царь установил и первый режим посещения музея. Приходить в музей нужно было в мундирах или во фраках. Тот, кто приходил в сюртуке, получал замечание. Определили время для посещения - два или три дня в неделю, "но не иначе как с билетами и с наличием оных".
Император сам любил ходить по Эрмитажу. "Он понимал это громадное удовольствие, когда ты ходишь по Эрмитажу один-одинешенек", - считает Михаил Пиотровский. Неудачный "крестный отец" литературы Николай I был очень удачным патроном в живописном и музейном деле. Купленные им чуть ли не в мастерской картины еще не очень известного немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха сегодня стали одной из лучших в мире коллекций.