Она родилась в Пензенской области за год до начала Великой Отечественной войны. Старший брат погиб на фронте, отец вернулся домой израненным и больным.
- Мне четыре годика было, когда папка умер. Он дышать перестал, а я в это время одна в хате была. Помню, как в окно смотрела и плакала, ждала, когда старшая сестренка домой придет, - вспоминает Мария Степановна.
В 1949 году их семью - мать и четверых детей - посадили в теплушку и отправили на Дальний Восток. От Пензы до сахалинского Корсакова спецпереселенцы ехали ровно месяц. Жить стали в маленькой комнате с пузатой печкой-буржуйкой в одном из леспромхозов Углегорского района.
Мария в школу пошла переростком, в десять лет. Зиму первоклашка отходила в мужском бушлате да во взрослых резиновых сапогах, где вместо портянок были обрывки газет. Шею девочка повязывала веревкой. О шарфе или платке мечтать не могла.
- Жили в жуткой нищете, даже вспоминать больно, - вздыхает Мария Степановна.
Она росла смышленой, никогда не болела, легко клала на лопатки мальчишек. Окончив семилетку, пошла работать помощником пекаря.
- Работа тяжелая, но я была довольна. Хоть хлеба там вдоволь наелась,- вспоминает Фадеева.
Есть у нее врожденное качество - честность. Окружающие знали: где Мария, там никакой мухлеж не пройдет.
Их киноустановка вечно ходила в отстающих - вроде и полный клуб народа собирался, а план по кинопрокату никогда не выполняли.
- Мне сказали: "Маш, пойдешь помощником киномеханика? Главное, проверяй, чтобы с билетами не жульничали". Я, не задумываясь, согласилась, - улыбается она.
Вскоре их клуб стал передовым в районе. Мария научилась работать с киноустановкой.
- Так любила кино смотреть! Только там видела другую жизнь и нарядно одетых людей. Глазам не верила, что где-то так хорошо люди живут, - признается Мария Степановна.
В клубе она встретила свою судьбу. Рослый широкоплечий Ваня Фадеев работал вальщиком леса. Пару раз проводил ее до дома, а потом по-простецки сказал:
- Маш, а выходи за меня замуж.
Она согласилась.
Вскоре молодожены переехали в Поронайск. Он хоть и назывался городом, но местные жители не знали, что такое тротуары и каменные дома. Там в основном были деревянные бараки.
Супруги Фадеевы пошли работать на цементный завод. Иван электромехаником, Мария помощником машиниста. Она имела природный музыкальный слух, который помогал ей безошибочно определять изменение тона работающего мотора.
- Послушаю, и что-то мне не нравится - какое-то подвывание. Кладу руку на кожух - горячий. Зову монтера. Открываем, а там смазки почти нет. Еще немного, и подшипники бы "полетели". Мужики всегда удивлялись моему слуху, - улыбаясь, вспоминает Мария Степановна Фадеева.
Машинист мельницы цементного завода. Эта должность по всем критериям мужская. Но Мария Степановна работала так, что оставляла далеко позади представителей сильного пола.
- В машинисты пошла, потому что работа посменная. Так детей удобней растить было, - поясняет она.
Температура в мельнице по приготовлению цемента больше 1500 градусов. Стоять рядом с ней невыносимо - так жарко, наверное, в предбаннике ада. В те годы условия труда были очень тяжелыми. Грохот, пыль, загазованность. Машинисту после смены казалось, что он вышел из преисподней.
- Когда пришла туда, у нас не было душа и раздевалки. На улице одежду меняли, - вспоминает машинист Фадеева.
Цемент состоит из нескольких компонентов. Задача "мельника" - точно соблюсти пропорцию и размер помола. Чем мельче, тем лучше.
- Сама себе не могу объяснить, как у меня получалось. Я работу свою чувствовала. Интуитивно все делала.
Она ходила в передовиках. На ее парадном пиджаке орден "Знак Почета" и пять знаков "Победитель соцсоревнования".
Но то работа, а дома Мария Фадеева - заботливая жена, мать трех дочерей, хорошая хозяйка.
- Маму строгой назвать не могу, но два раза она нам не повторяла. Так повелось, что ее слово было сродни закону, - вспоминает дочь Наталья.
Дом Фадеевых не раз признавали "Усадьбой общественного порядка". Летом он больше походил на утопающую в цветах шкатулку. Соседская детвора с нетерпением ждала, когда у тети Маши поспеют подсолнухи. Большие, полные семечек "шляпы" она раздавала всей округе. А первого сентября соседские школьники получали от нее роскошные букеты для учителей.
- Копейки никогда ни с кого не взяла. Боже сохрани, - машет рукой.
Еще Мария Фадеева много лет бессменно была народным контролером.
- Мы не только работать умели, но и отдыхать! По пять рублей скинемся, соберемся несколькими семьями, праздник до неба устроим, - вспоминают супруги Фадеевы.
Иван Александрович хорошо играл на баяне, а Мария Степановна была плясунья, которую никто не мог перетанцевать.
Раньше они грибы собирали ведрами. Из личного транспорта признавали только велосипед. А вот на подледную рыбалку ходят и поныне.
- Если рыба сорвется с крючка, я готова за ней в лунку нырять. От азарта аж дух захватывает, - смеется Мария Степановна.
Печалится, что ее Ваня уже не берет в руки баян - пальцы стали не те. А то бы она обязательно сплясала.
Признается, что если бы можно было жизнь повторить, то прожила бы ее точно так же. В труде и любви. У самого синего моря.
Александр Радомский, мэр Поронайска:
- Мария Степановна Фадеева почти семьдесят лет отдала сахалинской земле. Несмотря на возраст она и сегодня неравнодушна, активно участвует в жизни нашего города.