16.02.2017 15:54
Поделиться

Открытие навигации на верхней Каме оказалось под вопросом

Пассажирским перевозкам по Камскому водохранилищу, похоже, пришел конец. Возможности без проблем добраться до своих угодий лишились тысячи дачников и огородников, чьи наделы находятся вдалеке от обычных дорог. На днях был выставлен на продажу практически последний на верхнем бьефе теплоход "Ермак", еще в прошлом году совершавший пассажирские рейсы в районе Пожвы.

Остались еще "Омики" в Березниках, но они давно осуществляют коммерческие перевозки.

- Абсолютно невыгодное предприятие, - говорит владелец парохода Александр Бекетов (фамилия изменена). - Вкладываешь перед навигацией два миллиона, зарабатываешь пятьсот тысяч рублей.

К тому же в этом году компания Александра попала под суд. Транспортная прокуратура уличила ее "в создании опасности судоходству, угрозы жизни и здоровью судового экипажа и пассажиров, сохранности перевозимых грузов и экологической безопасности".

И недавно Индустриальный суд Перми запретил эксплуатацию судна с гордым именем покорителя Сибири. Кто теперь будет возить людей вдоль камских берегов, неизвестно.

Еще несколько лет назад на верхней Каме действовало несколько пассажирских линий. Дачников и огородников доставляли до участков, куда не добраться на автомобиле из Левшина и Березников. В период навигации услугами небольших теплоходиков пользовались десятки тысяч человек.

Ныне когда-то оживленные причалы Левшина заросли кустарником, а Камское водохранилище окончательно перестало быть одной из транспортных артерий Прикамья.

Никуда не пойдут в этом году также теплоходы из Березников и на Сылве. Никто не хочет подавать заявки на конкурсы, проводимые краевым министерством транспорта. Причина одна - невыгодно.

От судовладельцев требуют соблюдения множества правил, изложенных в многостраничных инструкциях. О том же, что у них в распоряжении не круизные лайнеры, а маленькие суденышки, никто не думает. Как заведено в России издавна, для чиновников главное - многократно перестраховаться, чтобы переложить ответственность на других.

В результате полностью прекратились пассажирские перевозки, берегов не чистят, причалы и пирсы на верхней Каме давно порушены и высаживать пассажиров некуда.

По реке носились "Ракеты" и "Метеоры", ходили "Омики" и "Мошки", теперь все затихло.

Конечно, на нижней Каме, где курсируют туристические красавцы-теплоходы, все в порядке.

А вот выше Камской ГЭС, где лет двадцать назад кипела жизнь, носились скоростные "Метеоры" и "Ракеты", неспешно двигались "Омики" и "Мошки", все затихло.

- Требования к нам несоразмерны с затратами, - уверен Александр. - Я перевожу за рейс пятнадцать пассажиров. А безопасность обеспечить с меня требуют, как для "Титаника". Лучше продам свой теплоход, хотя и жалко. Вымирает верхняя Кама.

Сегодня по ней ходят только прогулочные теплоходы и дорогие катера да сверкают белизной яхты - участницы парусных регат.

Огромные проблемы накопились также с организацией переправ. Вопрос находится в ведении муниципалитетов, денег обычно не хватает. Если в Добрянке, возможно, власти найдут средства, то на сылвенскую переправу, а ею летом пользуются тысячи людей, денег нет ни у кого.

В министерстве транспорта края прокомментировать сложившуюся ситуацию не смогли. Как дачникам добираться до своих участков на берегах Камы, не знает никто. Программы развития судоходства в одном из самых водных регионов России не существует.

Прямая речь

Михаил Вопшинов, главный инспектор Камского отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора:

- Времена, когда на верхней Каме был мощный пассажирский флот, прошли. Он не выдержал конкуренции с железнодорожным и автомобильным транспортом. Пассажирские перевозки в Пермском крае сохранились в небольшом объеме. В основном на Каме, Чусовой и Сылве. Требования госморречнадзора к ним - это выполнение инструкций по обеспечению безопасности судоходства и пассажиров. Есть проблемы с судовладельцами: бывает некомплект спасательных средств, нарушается противопожарная безопасность, не обеспечивается безопасность пассажиров. Зафиксированы случаи выхода в рейс без технического осмотра речным регистром. При выявлении таких судов их эксплуатация или дальнейшее движение временно, до устранения выявленных нарушений, приостанавливается.

Контакты

Пермская транспортная прокуратура: г. Пермь, ул. Генкеля, 9, тел. 8 (342) 230-30-01.

Министерство транспорта Пермского края: г. Пермь, ул. Луначарского, 100, тел. 8 (342) 244-95-95.