Поделиться

    Как повысить уровень образования в сельских школах

    Разработки АлтГПУ позволят повысить в сельских школах уровень образования
    Алтайский край - крупный аграрный регион. Его сельскохозяйственная специфика отражается и на образовательной среде: 85 процентов школ в крае - сельские, 77 процентов из них - малокомплектные. Научные разработки ученых Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) позволяют адаптировать федеральные государственные образовательные стандарты к региональным особенностям, повысить качество образования и вывести сельскую школу на современный уровень.

    Расширить возможности

    - Педагогика - прикладная наука, и наши научные разработки должны отвечать тем образовательным запросам и потребностям, которые есть сегодня в обществе, - подчеркивает ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко. - В Алтайском крае существует потребность в качественной подготовке учителей малокомплектных школ, которые должны быть готовы к работе с детьми разных уровней знаний, состояния здоровья, степени одаренности, обладать широким спектром компетенций.

    Отвечая этим запросам, ученые АлтГПУ разработали и внедряют в регионе модель подготовки педагогов для малокомплектных школ. "Она востребована в сельских районах и вполне заслуживает распространения в других регионах страны", - подтверждают специалисты министерства образования и науки Алтайского края.

    В 2016 году грантом ректора АлтГПУ был поддержан актуальный для региона проект "Разработка и реализация научно-методического обеспечения системы подготовки учителей для малокомплектной сельской школы".

    - Его реализация позволит выявлять особенности профессиональной подготовки в сельских муниципалитетах, совершенствовать механизм целевого набора, повышать готовность студентов к работе в условиях малокомплектной школы, - по-яснила директор Регионального ресурсного центра развития инноваций в образовании АлтГПУ Елена Шамарина.

    Второй год в Алтайском крае действует программа временного трудоустройства студентов АлтГПУ на длительную практику в малокомплектные школы. В сельских районах уже оценили ее эффективность, и сегодня руководство муниципалитетов старается сделать все, чтобы после окончания вуза дипломированные учителя вернулись в эти же школы.

    Две трети сельских учителей края - полипредметники. Учитывая это, в педагогическом университете на уровне бакалавриата предусмотрена значительная доля двухпрофильных программ. Наиболее востребованы русский язык и литература, математика и информатика, физика и информатика, английский и немецкий языки.

    Полипредметность обеспечивается и на магистерском уровне, что позволяет освоить третий предмет, например: физика и информатика плюс математика, начальное образование и английский язык плюс информатика, русский язык и литература плюс основы религиозных культур и светской этики и так далее. Также вуз предлагает студентам получить дополнительные профессиональные компетенции - руководителя художественного кружка, спортивной секции.

    - Это повышает востребованность наших выпускников на рынке труда, а сельским школам позволяет расширить спектр предоставляемых образовательных услуг, - подчеркивает Елена Шамарина.

    В науку с детства

    Грант ректора был направлен и на реализацию проекта "Сетевая модель организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения научно-исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи как форма интеграции АлтГПУ с образовательными учреждениями края".

    - Одним из приоритетных направлений современной школы является организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся и учителей, - поясняет руководитель проекта, доцент кафедры социологии, политологии и экономики Виталий Кулиш. - Однако у школ, особенно сельских, для этого зачастую не хватает кадровых и организационных ресурсов. На помощь должно прийти сетевое взаимодействие с профильным вузом.

    Опыт создания и реализации такой модели ученые АлтГПУ отработали на экспериментальной площадке в Шипуновской СОШ им. Луначарского. Среди механизмов взаимодействия - содействие в организации Школы юного исследователя и Школы научного руководителя, дистанционное и прямое консультирование преподавателей, помощь в подготовке научных работ для конкурсов, конференций и для публикаций.

    - Модель доказала свою результативность: за последний год учащиеся школы подготовили 39 научных работ, отмеченных 56 дипломами, грамотами и медалями всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов, - подчеркивает Виталий Кулиш.

    С поправкой на здоровье

    Не менее актуальна для сельской школы и задача комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    - Модернизация образования нацелена на повышение его доступности для всех категорий граждан, - поясняет заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического университета Марина Сурнина. - Современные образовательные стандарты позволяют каждому ребенку реализовать свое право на образование, независимо от места проживания, тяжести нарушений развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения. Сегодня растет число детей с особыми образовательными потребностями, и школа, в том числе отдаленная сельская, должна им отвечать.

    Ученые АлтГПУ в рамках проекта "Изучение актуальных образовательных потребностей и определение спектра образовательных услуг обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, проживающими в отдаленных районах Алтайского края, в рамках реализации ФГОС" исследовали особые образовательные потребности обучающихся в восьми отдаленных районах края. И пришли к выводу, что основной проблемой, которая не позволяет удовлетворить образовательные потребности детей с ОВЗ в сельских школах, является острая нехватка (а в некоторых районах - и полное отсутствие) специалистов дефектологического профиля.

    На основе проведенных исследований в педуниверситете разработали модель комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая предусматривает психологическое обеспечение образовательных программ, развитие психолого-педагогической компетентности. По мнению ученых, реализация этой модели в школах позволит предупредить возникновение проблем развития ребенка, поможет детям с ОВЗ социализироваться и адаптироваться в образовательной среде.

    Справка

    Алтайский государственный педагогический университет - старейший вуз региона, созданный в 1933 году. За это время из его стен вышло более семидесяти тысяч специалистов. АлтГПУ - третий по количеству обучающихся вуз края, пилотная площадка Министерства образования и науки РФ по организации целевой подготовки и контрактного трудоустройства выпускников.

    Комментарий

    Ирина Лазаренко, ректор Алтайского государственного педагогического университета:

    - Педагогический университет в своей научной деятельности уже много лет ориентируется на сельскую школу. Учитывая специфику Алтайского края с его высокой долей малокомплектных школ, вуз активно развивает программы подготовки учителей-полипредметников. Наши студенты за время обучения осваивают методику преподавания двух-трех предметов, а некоторые успевают получить и профессию педагога дополнительного образования.

    Мы разрабатываем и индивидуальные программы подготовки учителей для отдельных сельских муниципалитетов с учетом их образовательной специфики. Исследования ученых АлтГПУ позволяют изучить сложившуюся педагогическую практику, выявить и систематизировать проблемы, найти пути решения.

    Конечно, круг научных интересов вуза не ограничивается только подготовкой кадров для сельской школы. Мы активно занимаемся совершенствованием образовательных процессов, развитием информационных и здоровье-сберегающих технологий в образовании, не говоря уже о фундаментальных исследованиях в лингвистике, математике, физике, историографии, этнографии, археологии и многих других направлениях научных знаний, включая изучение космоса.

     

    На правах рекламы

    Поделиться