16.02.2017 07:50
    Поделиться

    В глубинке Киргизии решили бороться с торговлей алкоголем

    Количество сел в регионах республики, жители которых решили исключить на своей территории продажу спиртного, исчисляется уже десятками и продолжает расти. Таким образом люди, как они сами говорят, улучшают социальную обстановку и снижают уровень бытовой преступности. Немаловажную роль играет и религиозный фактор. Власти страны относятся к подобной инициативе положительно. Но в то же время она, по мнению экспертов, вызывает вопросы.

    Присоединяйтесь!

    Очередным селом, жители которого на сходе решили запретить продажу спиртного, стало Чон-Сары-Ой на Иссык-Куле. Продавцы магазинов демонстративно вылили в канализацию алкогольную продукцию - водку, вино, пиво - на общую сумму 26 тысяч сомов. Для регионов республики это, между прочим, немалые деньги.

    - Мы за нравственность и против пьянства. В трезвом теле - здоровый дух, - утверждают сельчане.

    Чон-Сары-Ой вошло в список населенных пунктов страны, где магазины больше не продают алкоголь. Перечень, понятное дело, неофициальный и называется "Присоединяйтесь!" Найти его можно в социальных сетях. В течение трех последних лет список пополняется, и в нем уже больше 20 сел.

    С июля 2015 года продажа спиртных напитков запрещена в селе Беш-Корук Московского района Чуйской области. Соответствующее решение было принято на сходе жителей. В селе Комсомол Кочкорского района Нарынской области чуть позже запретили не только реализацию алкоголя, но и его употребление. В июне 2016 года в селе Кара-Булак Ноокенского района Джалал-Абадской области жители на общем собрании наложили ограничение на продажу спиртных напитков в сельских магазинах. Так, по крайней мере, утверждают составители списка. И если раньше подобные запреты вводились в основном в населенных пунктах на юге Киргизии, то теперь это происходит по всей республике.

    Чтобы был порядок

    Что же заставляет людей идти на столь экстраординарные меры? Причины две. Первая - алкоголизм в республике, по словам медиков и независимых экспертов, в последнее время принимает угрожающие здоровью нации масштабы. В республике только на официальном учете стоят более 30 тысяч человек, страдающих зависимостью от "зеленого змия".

    Кроме того, большое количество преступлений совершается именно в состоянии алкогольного опьянения: по данным МВД КР, примерно два-три в сутки. Это и убийства, и ограбления, и хулиганство, и нанесение телесных повреждений, и конфликты в семьях.

    В селах эта проблема ощущается намного острее, чем в городах. В регионах и отношение к жизни проще, и уровень культуры другой, и, что главное, безработных больше. Во многих населенных пунктах с помощью запрета на продажу алкоголя удалось значительно снизить уровень бытовой преступности.

    - В Кеминском районе Чуйской области есть село Тегирменти. Там уже два года не продают спиртное. Так решили аксакалы. Раньше оно пользовались дурной славой. Были убийства по пьяной лавочке, драки, в том числе массовые. На улицах, не стесняясь, водку пили. Сейчас - тишина. Любителей выпить стало значительно меньше, а порядка - больше, - рассказывает уроженец тех мест Бакыт.

    Вторая причина - религиозная. Сегодня практически в каждом населенном пункте республики есть мечеть, а то и две-три. По словам известного теолога Кадыра Маликова, в исламе запрещены все виды деятельности, связанные с производством, перевозкой, хранением, реализацией алкоголя и наркотиков.

    Государство не против

    Власти в целом не против подобной инициативы сельчан. По крайней мере, не чинят никаких препятствий. "Такое можно только приветствовать", - сказали корреспонденту "РГ" в полномочном представительстве правительства в Иссык-Кульской области, комментируя уничтожение алкогольных напитков в селе Чон-Сары-Ой.

    Эксперты отмечают, что в этом вопросе государство в какой-то степени даже солидарно с сельчанами. Не так давно президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал закон об ужесточении административного наказания за нецензурную брань, вызывающее поведение и употребление алкоголя или наркотиков в общественных местах.

    - Можно сказать, что руководство страны и ее граждане таким образом движутся навстречу друг другу, - говорят юристы.

    Впрочем, иногда властям приходится вмешиваться, чтобы не происходили перегибы. К примеру, в декабре 2016 года в сельском округе Кыргыз-Ата Ноокатского района Ошской области жители ввели ограничение на продажу алкоголя в магазинах. При этом установили штраф в размере 100 тысяч сомов за нарушение запрета. Правоохранительным органам пришлось напомнить, что принимать подобные решения у простых граждан права нет.

    - Налагать штрафы и устанавливать их размер сельчане и даже местные власти не уполномочены. Неизвестно, на каком основании они определили цифру в 100 тысяч сомов, - заявили в областном УВД.

    Ситуация на местах не контролируется

    В республике, однако, есть и немалое количество противников устанавливаемых сельчанами запретов. Их главный аргумент: такие ограничения в регионах должны вводить только государственные органы. "К сожалению, сегодня центральная власть не в состоянии надлежащим образом контролировать ситуацию на местах. Проблема в том, что в регионах зачастую большую роль играют национальные традиции и обычаи, а не правовые нормы", - говорит доктор юридических наук Кайрат Осмоналиев.

    Многие киргизстанцы также сомневаются в том, что главной причиной запрета на продажу спиртного в сельских магазинах является желание людей навести порядок. Скорее всего, они действуют по указке религиозных деятелей. А это в будущем может привести к тому, что появятся и другие ограничения, и тогда под вопрос будет поставлен узаконенный конституцией светский характер государства.

    Между тем сторонники запрета просят критиков не делать далеко идущих выводов. "Дело не в религии. Это абсолютно нормальная инициатива. Не забывайте: село - не город. Другой менталитет, малое закрытое сообщество с патриархальным укладом. Кому-то может показаться, что в селах якобы царит анархия, но чтобы понять, что это не так, нужно пожить среди их жителей и понять население", - комментируют они.

    Тем временем

    МВД КР выпустило памятку, в которой разъясняются нормы закона об ужесточении административного наказания за нецензурную брань, вызывающее поведение и употребление алкоголя или наркотиков в общественных местах. "Распространенной формой мелкого хулиганства является нецензурная брань. Сквернословие создает почву для возникновения драк и других антиобщественных проявлений. Ругательства в общественном месте также относятся к мелкому хулиганству. Нередко мелкое хулиганство совершается в форме оскорбительного приставания к гражданам. Под этим подразумевается навязчивое поведение, сопряженное с совершением действий, унижающих честь и достоинство граждан", - говорится в памятке.

    Кстати

    По словам теолога Кадыра Маликова, запрет в исламе накладывается не на название напитка, а на его содержимое. "Если бы, допустим, прохладительный напиток даже назвали водкой, но в нем не было бы ни процента алкоголя, то его употребление также было бы разрешено. Напомню еще, что главное в исламе - намерение человека. Если обычное пиво необходимо не для опьянения, а для утоления жажды, то его употребление в порядке исключения разрешено. А если перед мусульманином стоит выбор - умереть от жажды или выпить (за неимением воды) вино, то сделать второе, чтобы спасти жизнь, не просто его право, но и обязанность", - говорит он.

    Поделиться