Но и сама церемония прошла особым порядком. Желающих поздравить диву оказалось так много, что торжественный акт пришлось перенести из бывшего императорского "Чайного салона", где обычно проводятся награждения, в Зал имени Малера - просторное фойе, где устраивают концерты. Уникальность церемонии придавало и то, что в зале присутствовали одновременно три директора Венской государственной оперы - прошлый, Иан Холендер, при котором в 2004 году Анна впервые вступила на прославленную сцену, нынешний, Доминик Мейер, выступавший в роли хозяина торжества, и недавно назначенный будущий директор Богдан Рошчич, чьи полномочия начнутся лишь в 2020 году.
Здесь присутствовали и известный российский тенор Дмитрий Корчак, и выступающая сейчас с Нетребко в "Трубадуре" знаменитая итальянская меццо-сопрано Лучана Д’Интино, и ведущий эти спектакли дирижер Марко Армильято. Букет от соотечественников преподнес Анне директор Российского центра науки и культуры в Вене Юрий Зайцев.
Министр культуры Австрии Томас Дрозда напомнил, вручая диплом, что традиция присваивать выдающимся музыкантам звание "Каммерзенгерин" восходит к XVII веку, когда в небольших дворцовых помещениях устраивали концерты и спектакли придворные артисты, получавшие соответствующие титулы. Но с 1905 года, когда это звание было оформлено законодательно, его удостоились всего 35 певиц и 93 певца, и среди них такие великие исполнители, как Криста Людвиг, Эдита Груберова и Пласидо Доминго. "Вы прекрасно вписываетесь в этот ряд", - отметил министр. "По всему миру вы являетесь олицетворением высокого, признанного певческого искусства, но вы вполне могли бы получить и титул Kammerschauspielerin как актриса, потому что и ваше актерское мастерство заслужило признание", - добавил он.
Актерское мастерство Нетребко подвергалось в эти минуты тяжелому испытанию: ей предстояло произнести ответную речь на немецком языке. "Я счастлива и горжусь этим титулом - Kammersängerin. Я выступаю 15 лет в Вене и Зальцбурге, и Австрия стала для меня домом", - прочитала певица, запинаясь и ошибаясь в произношении. Позже она скажет журналистам - уже по-английски и по-русски - что волновалась больше, чем на театральной премьере.
Не скрывал своего волнения и директор Мейер, который обозрел в своем выступлении весь творческий путь Нетребко: от ее детства на юге России и учебы в Санкт-Петербурге, через сенсационное выступление на Зальцбургском фестивале в 2002 году, открывшее ей путь на главные мировые сцены, и вплоть до последних спектаклей "Трубадура" в эти дни, когда очередь желающих попасть на стоячие места, обычно выстраивающаяся вдоль одной стены театра, огибает его почти целиком. "Эти две маленькие буквы, которые теперь будут писать в твоей программке - KS - не дают никаких денег, к ним не полагается никакая пенсия, но это высшая честь, которая может быть оказана", - сказал Мейер. Он специально приветствовал находившихся в зале отца певицы, Юрия Нетребко, и ее мужа Юсифа Эйвазова.
Общаясь с журналистами после церемонии, Нетребко вспомнила, как первый раз выходила на венскую сцену в 2004 году в "Травиате" Верди. "Было так страшно, что я думала, что лучше мне просто не быть на этом свете. Но потом вышла на сцену - и все пошло удивительно гладко, и публика была добра ко мне, и я была счастлива", - вспоминала она.
Отвечая на вопрос "Российской газеты", певица подчеркнула, что, в отличие от того, как это было представлено в некоторых российских СМИ, титул "Каммерзенгерин" не переводится на русский язык и не имеет никакого отношения к камерному пению. "Это очень большая часть для любого певца, и для меня особенно - потому что я все-таки русская певица, не австрийская. Быть среди таких знаменитых певцов - это действительно для меня радость. Я сегодня очень волнуюсь. И очень благодарна за такое звание", - сказала Нетребко.