Такое мнение в беседе с ТАСС высказал аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. По его оценкам, у Ирана ограничены возможности демпинга - скидка на каждый баррель экспортируемой нефти может достигать не более двух-четырех долларов, в то время как Россия поставляет нефть в Белоруссию на беспошлинной основе. Местные НПЗ ее перерабатывают, а затем экспортируют нефтепродукты, доходы от продажи которых составляют существенную часть бюджета Белоруссии. Кроме того, при покупке нефти у Ирана вырастают траты на транспортировку - сначала по морю, затем по железной дороге, что тоже невыгодно, полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
"Рынок-то большой, но просто определенные НПЗ рассчитаны на нефть определенного качества. Нельзя просто взять и отказаться от Urals и купить, скажем, WTI. Ну вот они нашли ее в Иране и хорошо", - добавил аналитик "Финама" Алексей Калачев.
По мнению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, если Белоруссия решит отказаться от российской нефти, то ей придется забыть про нефтепереработку. Такое мнение он высказывал в начале февраля в эфире "Национальной службы новостей".
Причиной дискуссий о дальнейшей судьбе нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии стало заявление президента республики Александра Лукашенко 3 февраля. Тогда он сообщил журналистам, что Белоруссия подала на Россию в суд за сокращение поставок нефти. "Без российской нефти мы обойдемся", - заключил глава государства, который ранее поручил правительству проработать варианты альтернативных поставок.
Накануне стало известно, что белорусская компания Beloil Polska заключила соглашение о покупке 80 тысяч тонн нефти у иранской NIOC, сообщил Reuters со ссылкой на четыре источника. В прошлом году в Белоруссию также поставлялась азербайджанская нефть в общем объеме 560 тысяч тонн. Россия за год поставила в соседнюю республику 12 миллионов тонн, при этом мощности местных НПЗ позволяют перерабатывать почти вдвое больше сырья.
Александр Лукашенко начал прорабатывать различные варианты импорта нефти из других стран на фоне энергетического конфликта с Россией. В прошлом году Минск в одностороннем порядке изменил контрактную формулу расчета за тысячу кубометров газа, закупаемых у РФ, в ответ на это Москва сократила поставки нефти. В конце 2016 года Белоруссия внесла авансовый платеж за газ, но получила его обратно, так как РФ настаивала на полном погашении задолженности. Сумма долга составляет 550 миллионов долларов. 16 февраля вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве вопросы ТЭКа, сообщил, что стороны встретились и "сблизились в подходах", но окончательной договоренности по нефтегазовому спору еще нет.
"Переговоры касались не только цен на 2016-2017 годы, речь шла и о дальнейших поставках на период до 2025 года, когда должен быть создан единый газовый рынок Евразийского экономического союза, - пояснял позднее министр энергетики РФ Александр Новак. - Ключевым моментом переговоров является обязательство Белоруссии полностью погасить задолженность за поставки российского газа в 2016 году. Это необходимо для того, чтобы восстановить status quo".