Свердловская область взяла курс на снижение госдолга

В Свердловской области взяли курс на сдерживание роста зарплат тех категорий бюджетников, по которым достигнуты целевые показатели, определенные майскими указами президента.

В частности, речь идет о врачах, чьи зарплаты сегодня вдвое превышают средний уровень по региону и фактически составляют 54 тысячи рублей. Это выше, чем у соседей: например, в Челябинской области они колеблются от 45 до 49 тысяч, в Тюменской - около 51 тысячи рублей. По словам министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко, удельный вес "зарплатной" статьи только в финансировании здравоохранения достиг 70 процентов. С "высокой базы" сложно обеспечить дальнейшее увеличение показателей, потому-то Средний Урал, по мнению экспертов, и вошел в число российских регионов, где происходит снижение ряда контрольных показателей исполнения майских указов.

Региональные и федеральные эксперты активно обсуждают вопрос "стоимости" социальных обязательств для субъектов РФ и оправданности политики увеличения государственного долга ради этих целей. По словам научного сотрудника института экономической политики имени Гайдара Александра Дерюгина, многим регионам в 2016 году удалось сократить бюджетный дефицит и приостановить темпы роста госдолга. Однако одной из причин успеха стало именно снижение параметров исполнения указов - кое-где в отношении девяти-десяти из 12 категорий работников, попадающих под их действие. Это позволило сдерживать уровень долговой нагрузки на бюджет: у 54 субъектов РФ этот показатель не превысил 50 процентов относительно доходности.

В Свердловской области по итогам 2016 года госдолг составил 42 процента. Фактически это на шесть миллиардов рублей меньше установленного законом порога. При этом годовые показатели по доходам перевыполнены на 3,7 миллиарда рублей, дефицит составил 5,9 миллиарда, что на 8,8 миллиарда меньше запланированного.

Свою копейку приносит уральское ноу-хау: практика оплаты госзаданий только при условии их качественного и полного выполнения. В 2016 году эффект от этой меры оценили в 37 миллионов рублей

- Свердловская область предпринимает правильные шаги, направленные на стабилизацию госдолга и его последующее снижение. Сейчас, когда доходы региона выросли, есть хорошая динамика, нужно не поддаться искушению потратить все, что заработано, а дальше трудиться над снижением госдолга, - говорит Александр Дерюгин.

По словам Галины Кулаченко, в первую очередь продолжится практика замещения дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными. Так, в 2017 году Средний Урал привлечет из федерального бюджета почти четыре миллиарда рублей под 0,1 процента годовых. Заем пойдет на замещение рыночных обязательств и рефинансирование задолженности по бюджетным кредитам, срок погашения которых приходится на этот год. Бюджетная экономия при этом весьма существенна: в последние два года она составляла по 600 миллионов рублей. Кроме того, планируется диверсифицировать кредитный портфель, увеличив долю государственных облигаций.

- В регионе создана и реализуется "дорожная карта" повышения доходного потенциала и оптимизации расходов: целый комплекс мероприятий, которыми занимаются все подразделения - министерства, ведомства, муниципальные образования, надзорные органы, - говорит Галина Кулаченко.

В 2016 году региональный бюджет сберег почти 20 миллиардов рублей. Например, в 11 миллиардов оценивается эффективность работы правительственных комиссий с проблемными промышленными предприятиями, 3,3 миллиарда удалось сэкономить на снижении начальной максимальной цены при проведении закупок, 2,7 миллиарда - эффект оценки инвестиционных проектов. Свою копейку приносит и уральское ноу-хау: практика оплаты госзаданий только при условии их качественного и полного выполнения. В противном случае бюджетные учреждения будут вынуждены вернуть средства, перечисленные им в первом квартале. В 2016 году эффект от этой меры оценили в 37 миллионов рублей.

В 2018 году Свердловская область должна выйти на профицитный бюджет и продолжить снижать государственный долг. Именно на это сегодня нацелены все мероприятия по оптимизации расходов областной казны. Однако эксперты не уверены, что жесткая бюджетная политика - оптимальная стратегия на ближайшие годы.

- В дальнейшем все будет зависеть от того, какую политику изберет федеральный центр. Если он станет помогать регионам избавляться от долгов, то в проигрыше окажутся те, кто сейчас проводит жесткую бюджетную политику. Если же у Федерации денег на это не найдется и она будет требовать исполнения Бюджетного кодекса и вводить внешние финансовые администрации, то проиграют регионы, которые продолжат долг наращивать. Но мы заранее не знаем, кто выиграет, кто проиграет, - отмечает Александр Дерюгин.