20.02.2017 19:32
    Поделиться

    Уральские вузы заработали миллионы на онлайн-проектах

    Дистанционное обучение стало для вузов одной из значимых статей внебюджетных доходов
    В последнее время все больше россиян предпочитают учиться дистанционно. Согласно анализу, который провели три крупнейшие на российском рынке онлайн-образования компании, в 2016 году число слушателей специализированных интернет-курсов на отечественных и зарубежных платформах, увеличилось по сравнению с предыдущим годом в два раза и достигло миллиона человек. При этом жители Центральной России чаще выбирают IT-направление, сибиряки и уральцы - программирование, астрономию и маркетинг.

    Сегодня уже не только столичные, но и практически все ведущие региональные вузы предлагают получить диплом дистанционно. В структуре некоторых выделены даже специальные профильные подразделения. Так, в Екатеринбурге центры дистанционного обучения действуют во всех госуниверситетах, в частном гуманитарном вузе.

    Один из первопроходцев - Уральский федеральный университет (УрФУ). Здесь утверждают, что дистанционное обучение начали развивать задолго до появления Глобальной сети - с 1965 года, когда в Уральском политехническом институте был организован телецентр, из которого в течение нескольких десятков лет велась эфирная учебная программа для студентов, обучавшихся без отрыва от производства. Между прочим, именно таким образом проводились занятия для строителей БАМа.

    - Значимым событием в развитии электронного обучения в России был старт в 2015 году проекта "Национальная платформа открытого образования": у всех желающих появилась возможность освоить лучшие онлайн-курсы ведущих университетов России, - говорит заместитель проректора УрФУ по учебной работе Василий Третьяков. - Популярны онлайн-курсы разнообразной тематики - от культуры деловой речи до технологии конструкционных материалов. Но содержание всех курсов соответствует дисциплинам вузов, а значит, их можно перезачесть при получении высшего образования. Это, по сути, дает возможность начать учиться в университете еще до поступления.

    На каждый курс записываются около 2500 человек, правда, около половины из них преследуют цель лишь посмотреть содержание программ. Интересно, что наибольшее количество слушателей онлайн-программ УрФУ (примерно 60 процентов) - из Центрального и Северо-Западного федеральных округов. А на первый запуск онлайн-курса "Инженерная механика", представленный на международной платформе, вообще записалось более 4,5 тысячи слушателей, в числе которых жители Индии, США, Великобритании, Канады, Бразилии и многих других стран.

    Университеты вкладывают значительные средства в разработку актуальных и интересных интерактивных заданий, которые не используются при традиционном обучении

    В экономическом госуниверситете (УрГЭУ) с использованием дистанционных технологий обучаются около пяти тысяч студентов.

    - Наши студенты - не только граждане России и стран СНГ, они живут в Европе, Латинской Америке, Африке, Японии, Средней Азии, - рассказывает Валентина Кучинская, директор института дистанционного образования УрГЭУ. - Из направлений подготовки наиболее популярны экономика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, управление персоналом, управление качеством. Стоимость обучения - в среднем от 45 до 55 тысяч рублей в год.

    - Доход вуза от студентов-дистанционщиков составляет порядка 30 миллионов рублей в год, по этой форме у нас обучается около тысячи человек по десяти программам, - подсчитала Елена Абдулова, начальник центра дистанционных образовательных технологий и электронного обучения педагогического университета (УрГПУ).

    По ее словам, затраты на разработку и проведение занятий с применением дистанционных технологий не особенно отличаются от других форм обучения: требуется немало времени на подготовку качественного материала, выкладку его на портал, проведение части занятий в онлайн-режиме, проверку контрольных, обратную связь с обучающимися.

    В то же время многие эксперты уверяют: дистант выгоден вузам, поскольку, вложившись один раз в разработку качественных курсов, затем их можно лишь совершенствовать. Это позволяет привлекать большое количество слушателей, а значит, и дополнительные внебюджетные средства.

    - Университеты вкладывают значительные средства в разработку актуальных и интересных специализированных интерактивных заданий, которые не используются при традиционном обучении, - добавляет Василий Третьяков.

    Кстати, сами по себе онлайн-курсы в УрФУ бесплатны, а вот получение сертификата с условием прохождения итогового контроля с идентификацией личности  - услуга возмездная.

    Между тем

    Быстрый рост числа обучающихся онлайн может привести к нехватке специалистов, обеспечивающих учебный процесс, - от продюсеров образовательных программ до преподавателей, владеющих новыми методиками. По некоторым прогнозам, дефицит составит тысячи специалистов по десятку профессий, в том числе и до сих пор не существовавших на рынке труда. Например, уже сегодня в УрГПУ ввели специальный курс повышения квалификации преподавателей - "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в реализации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения".

    Поделиться