Зауралье выйдет на новые рынки из-за профицита зерна

Курганская область входит в первую двадцатку регионов РФ по производству зерна, а в расчете на душу населения занимает восьмое место. В прошлом году здесь намолотили более 1,8 миллиона тонн - рекордный урожай за пять лет и лучший в УрФО.

Между тем самому Зауралью столько не требуется. Если исходить из общероссийского уровня потребления (500 тысяч тонн на миллион жителей), то области с населением чуть более 800 тысяч для самообеспечения достаточно 400 тысяч тонн. Даже с учетом того, что часть урожая (250 тысяч тонн) уходит на семена, часть - на переработку и фураж (более 90 тысяч), профицит зерновых превышает миллион тонн. Около 500 тысяч тонн пшеницы, а также продукты ее переработки (мука, крупы, отруби) идут на экспорт, но область могла бы продавать значительно больше.

Потенциал региона в плане производства зерновых далеко не исчерпан. Сейчас обрабатываются свыше 1,4 миллиона гектаров пашни, в запасе 492 тысячи гектаров неосвоенных сельхозземель. Региональные власти призывают аграриев активно вовлекать их в оборот, вот только стимула у крестьян нет, потому что нет благоприятной экономической конъюнктуры, адекватной цены.

Профицит зерна и в ряде сибирских регионов. Емкость рынка сельхозпродукции в России, где проживают 140 миллионов человек, по мировым меркам незначительная. В основном излишки зерна отправляются в центральные регионы и порты Черного и Азовского морей, где экспортная инфраструктура работает со стопроцентной загрузкой.

На мой взгляд, нужно прокладывать новые экспортные маршруты - в Среднюю, Восточную, Юго-Восточную Азию. Емкость этих рынков значительно превышает уже освоенные. Например, объем рынков Турции и Египта, по данным сайта ТrendEkonomy, составляет порядка 10 миллиардов долларов, в то время как только Юго-Восточная Азия может потребить зерна на 25 миллиардов.

Сотрудничество сельхозпроизводителей и переработчиков Зауралья, Сибири и Дальнего Востока с партнерами из Юго-Восточной Азии затрудняет отсутствие необходимой инфраструктуры в порту Владивостока, а также непомерно высокие транспортные тарифы, которые делают экспортные операции на этом направлении нерентабельными. Для сравнения: железнодорожный тариф при транспортировке во Владивосток - 4000 рублей за тонну, тогда как тонна низкосортной пшеницы в Зауралье стоит менее 8000 рублей, а в разгар сезона цены опускаются и до 6000. В то же время Филиппины, например, закупили в январе этого года фуражную пшеницу по 202 доллара, или более 12 тысяч рублей, а, учитывая механизм возврата НДС для экспортеров, реальная цена продажи возрастает до 13 тысяч.

Если мы хотим развивать АПК, необходимо создавать экспортную инфраструктуру во Владивостоке, в том числе строить терминалы для перевалки зерна, а также решить вопрос льготных тарифов для участников экспортных операций.

Выгодные коммерческие цены на зерно в Зауралье и Сибири станут стимулом для сельхозпроизводителей, будут способствовать освоению земель, улучшению агротехники, обновлению машинотракторного парка и в целом росту инвестактивности в отрасли. Это положительно скажется на всем агропромышленном комплексе, обеспечит людей доходной работой, остановит отток населения с сельских территорий.