Торговым сетям могут запретить возвращать непроданный хлеб

Внести поправки в закон о торговле, запрещающие продавцам возвращать производителям непроданные хлебобулочные изделия, предлагает зампред Госдумы, руководитель федеральной мониторинговой группы "Честная цена" Ирина Яровая.

По ее словам, проблема возврата, не реализованного магазинами хлеба, стоит давно. "Мы в мониторинговой группе "Честная цена" решили собрать вместе представителей хлебопекарной и мукомольной промышленности и министерства промышленности, сельского хозяйства, ФАС для того, чтобы производители высказали все свои проблемы, а представители власти получили объективную информацию из первых рук", - подчеркнула Яровая, открывая заседание правления Российского союза пекарей. И уточнила, что ежегодно страна из-за возврата теряет 3 млн тонн высококачественной ржи и пшеницы, а совокупные денежные потери составляют 50-60 млрд рублей. А ведь эти же деньги могли бы пойти на модернизацию производства, износ которого по отрасли составляет 60 процентов.

"Это прямые экономические потери страны, - отметила Яровая. - И все из-за того, что хлебопеков заставляют выкупать нереализованную продукцию".

А что хлебозаводам с ней делать дальше? Они и так уже вложились в производство хлеба, в транспортировку, забрали назад... Пускать в переработку?

"Это все мифы, что пирожные у нас делают из просроченного хлеба, - уверил собравшихся президент Союза пекарей Валерий Чешинский. - На самом деле то же популярное пирожное "Картошка" делают из обрезков, только не хлебных и не просроченных. А из обрезков кондитерских коржей, которые пекутся для приготовления тортов". Из черствого  хлеба можно,  например, делать панировочные сухари или пускать на закваску, но большинство производителей, увы, не проданный хлеб просто утилизируют.

"Когда мы видим в Волгограде - городе, где была Сталинградская  битва - огромные свалки хлеба, которые оставляет ведущий местный хлебозавод,  - это, я считаю, преступление. Нигде в мире так к хлебу не относятся", - подчеркнула Ирина Яровая.

Подобное нерачительное отношение к хлебобулочным изделиям, как отмечали выступавшие и подтвердил Валерий Чешинский, возникло во многом из-за того, что торговые сети пользуются автоматизированным заказом товаров. А компьютерная программа не учитывает реальные потребности покупателей. К тому же, если речь идет о крупных сетях, то не всегда из головного офиса эффективно управляют каждым подведомственным магазином. Как рассказал представитель компании, которая выпускает кондитерские изделия, в прошлом году они заключили пять новых контрактов с крупными ритейлерами. И поначалу были очень довольны. Но вскоре почти половину товара сети попросили забрать. Не продали.

"Мы начали сами проводить мониторинг, так как были уверены, что наша продукция качественная и недорогая, и будет пользоваться спросом. Но вскоре выяснили, что наш товар даже не выкладывают на полку, - возмутился представитель компании. - И мы в этой ситуации никак не влияем на торговые сети".

"Когда не несешь ответственности за свои действия, почему бы не позволить себе роскошь  возвращать то, что не нужно за счет производителей, - заявила Ирина Яровая. - Считаю, что настало время на законодательном уровне защитить нашего производителя от необоснованных возвратов, когда целая отрасль несет необоснованные убытки".