Кубанский предприниматель рассказал о проблемах садоводства

Об Александре Акимове знают далеко за пределами Кубани. Благодаря его суперинтенсивному саду станица Ленинградская обрела славу яблочной столицы. Вкус "акимовских яблок" по достоинству оценили потребители в Москве, на Севере и Урале, на Кубани и во многих других регионах.

Как наполнить рынок отечественной продукцией высокого качества, какие препятствия приходится преодолевать садоводу - об этом предприниматель предпочитает говорить напрямую. Итак, слово Александру Акимову.

Выбор цели

Разными бывают не только сорта яблок, но и способы их выращивания. Сейчас в стране, как и во всем мире, ставка делается на интенсивное садоводство. Тем, кто берется за выращивание интенсивного сада, государство оказывает поддержку. На закладку одного гектара выделяется 232 тысячи рублей. Еще какие-то субсидии (гораздо меньшие) предусмотрены на уходные работы.

Если на гектаре высажено 800 и более деревьев, сад считается интенсивным. Таких садов становится все больше, и поэтому их уже можно считать обыкновенными. А вот суперинтенсивный сад - большая редкость. Мы высаживаем на одном гектаре 5300 деревьев. Каждый саженец подвязывается к шпалере. Однако идея суперинтенсивного садоводства состоит не в том лишь, чтобы предельно уплотнить посадки. Важен целый комплекс мер, позволяющих создать самые благоприятные условия для эффективного плодоношения.

Суперинтенсивный сад требует качественной техники. Парк хозяйства - это агрегаты Claas, John Deer, Goldoni, а также техника отечественных производителей. Для сбора урожая используются пневмо- и электроприводные секаторы, не требующие физических усилий людей, садовые платформы, которые облегчают сбор урожая и обрезку деревьев. Только за последние три-четыре года предприятие приобрело новые фруктоуборочные комбайны, линии сортировки и калибровки яблок суммарной мощностью более 120 тонн в смену.

Технологический комплекс включает в себя капельное орошение, внесение органических удобрений капельным методом и с помощью опрыскивания, специальные приемы уходных работ и многое другое.

Очевидно, что расходы на закладку суперинтенсивного сада и уход за ним, по сравнению с обыкновенным, гораздо выше. Чтобы вырастить суперинтенсивный сад, надо только на уходные работы потратить в год не меньше 500 тысяч рублей в расчете на гектар. При выделении субсидий это не учитывается.

Да, в конце концов, это личный выбор - какой именно сад выращивать. Ведь в субсидию вполне можно уложиться: закупить не лучшие саженцы, свести к минимуму затраты на уход. Но тогда полновесного, и притом не очень высокого урожая, в обыкновенном саду придется ждать целых пять лет. В таком саду на пятый год получают пять тонн яблок с гектара, а мы - 25 тонн. Для обыкновенного сада пик урожайности - 18-25 тонн, для суперинтенсивного - 70 и выше.

Гораздо дальновиднее было бы рассчитывать размер субсидии в зависимости от результата, на который идет садовод. За границей сады в большинстве своем не превышают площади 10 гектаров, но в целом там выращивают плодов столько, что хватает и себе, и для продажи за рубеж. Достигается это во многом благодаря правильной поддержке своих производителей.

У нас в нынешней экономической ситуации правильнее было бы оставить только одну субсидию - на закладку сада, сделав ее больше. Деньги нужнее всего на старте. А тот, кто взялся за дело серьезно, найдет возможность обеспечить посадкам должный уход.

По направлению к грин-саду

Мы выбрали своей целью выращивание органической продукции. Статус грин-сада можно получить только через три года работы в соответствии с требованиями органического садоводства. Делаем это поэтапно. На уровне корневой системы нужный результат достигнут. Документально подтверждено, что деревья у нас питаются только органикой.

Выше - сложнее. Но и здесь удалось добиться заметного продвижения. Больше всего радует, что лицом к нашим проблемам повернулась наука. Ученые Краснодарского научно-исследовательского института садоводства и виноградарства взялись наладить биозащиту насаждений. Обеспечив ее, мы станем еще ближе к полной грин-карте. На днях прошло совместное совещание по биопроизводству.

В интересах продавца и покупателя найти механизмы, которые исключали бы получение яблочного навара посредниками

Прежде мы не вели биозащиту насаждений лишь потому, что не имели препарата, применение которого дало бы полную гарантию, что он сдержит, скажем, паршу, плодожорку.

На начало сезона оставляем химзащиту, от нее садоводам всего мира пока никуда не деться. Тем более что в будущее яблоко никакой химии не попадет. А вот когда плод формируется, и позже, на помощь придут наработки краснодарских ученых. Они создают схему, при следовании которой продукт на выходе будет совершенно чист. Часть препаратов успешно прошла испытания в НИИ. Пришла пора применять их на практике в нашем саду.

Яблоко в итоге выкатится чистое, с полным грин-паспортом. Оно будет по-настоящему органическое - хоть с куста продавай.

На предприятии сейчас высаживается еще 200 гектаров суперинтенсивного сада. Эти посадки с первых дней предназначены для органического производства.

Яблочный навар

Вырастив богатый урожай и собрав его, садовод не может позволить себе расслабиться. Впереди - новые проблемы: как хранить и реализовывать продукцию.

Торговые сети неохотно идут на прямые контакты с производителем. Причины называют самые разные. Нам, например, кроме всего прочего, в минус ставится то, что предприятие работает без НДС. Наши яблоки все-таки попадают на прилавки, проходя при этом через посредников. В итоге они стоят сегодня в сетях 115 рублей за килограмм, тогда как мы их продавали по 32 рубля. Яблоки, предназначавшиеся для производства сока, мы отпускали по цене от 12 до 18 рублей. Они почему-то не попали в переработку, а появились в сетях - и стоят от 45 до 65 рублей за килограмм. В интересах продавца и покупателя найти механизмы, которые исключали бы получение яблочного навара посредниками.

Справедливости ради должен заметить, что появились перспективы в сотрудничестве с одной из известных не только на Кубани торговых сетей. Фирма согласна отдать один РКЦ под наше единое снабжение. Предлагают пятую часть урожая подавать нашим транспортом по их заявке. Судя по всему, руководство фирмы имеет представление о качестве нашей продукции и репутации предприятия - поставлять яблоки мы будем в режиме доверительной приемки. Обсуждается также возможность получения кредита от партнеров на выгодных для обеих сторон условиях. Если все задуманное осуществится, это, возможно, станет примером и для других.

Появляется надежда и на то, что в эконом-сетях скоро появятся если не грин-полки, то хотя бы полки для экологически чистой продукции повышенного спроса.

Объединив усилия, и сами садоводы могут наладить механизм реализации продукции. Это под силу кооперативу. Он может работать и с торговыми сетями. За границей, кстати, от кооперативов не ушли. А мы ушли - и взвалили все на садовода. Я сейчас сам выращиваю, сам собираю, храню, да еще и продаю. А если реализацию возьмет на себя кооператив, в отрасль подтянется много людей. Не все хотят тратиться на холодильники, перевозки.

Однако на пустом месте кооператив не создашь. Нужны крупные логистические центры, оснащенные современным оборудованием. И тогда каждому покупателю достанется яблоко из первых рук.

Что касается больших надежд на кооперацию, то они вполне оправданны. Сужу об этом на примере не так давно созданного Союза садоводов Кубани. Его роль в решении проблем отрасли все заметнее. Он доносит до нужных инстанций наши заботы, отстаивает интересы садоводов. К нам в союз стучатся ростовчане, волгоградцы, садоводы из средней полосы России. Надо все оформить юридически правильно, и тогда эта структура станет еще сильнее.

Возможно, что при поддержке власти садоводы смогут найти взаимопонимание с руководством железных дорог. Я потратил два месяца, пытаясь организовать доставку сока на Дальний Восток. У железнодорожников нет вагонов, нет системы обслуживания, нет рефрижераторов. Чего только мы не предлагали: отремонтировать необходимое оборудование силами сертифицированных специалистов, выделить своего человека, чтобы экспедировать продукцию, везти сок в теплушках. Ни один из вариантов не подошел. И сока дальневосточники не получили.

Еще более ощутимая проблема - энергетика. Садоводство - отрасль энергоемкая. Только один из наших холодильников потребляет мегаватт электроэнергии! А есть еще полив, другие работы. Мы платим от 7,3 до восьми рублей за киловатт. А у итальянцев поставляемая из России энергия стоит 5,3 рубля. Мы сегодня вынуждены задумываться о биоустановках. А в свое время энергетики обещали нам установить трансформаторы с регулируемыми токами, которые работают без потерь и более экономичны. Ну и где же это оборудование?

Уроки в саду

Есть в отрасли проблемы, не связанные напрямую с деньгами и оборудованием. Мы ощущаем острую нехватку квалифицированных кадров. И речь в первую очередь о рабочих профессиях.

Прежде в станице было два СПТУ. Одно из них я сам заканчивал. Учили нас так, что мне до сих пор агроном не нужен. А сейчас мы были бы рады просто квалифицированным трактористам. Но их в станице уже не готовят, тем более таких, которые могли бы управляться с современной техникой. А в хозяйстве десятки тракторов. Приходится сажать на них молодежь, чтоб работала под присмотром старших. Такое вот наставничество на новый лад.

В уборку возле одного опытного работают пять подшефных. Среди них много и молодых девчат, они охотно садятся на небольшие тракторы мощностью 18- 20 лошадиных сил. По мнению мастеров из СПТУ, которые видели молодежь в работе, трудится она профессионально. Но и необходимость соответствующего документа никто не отменял.

Давно назрела необходимость принять меры государственного масштаба, чтобы готовить кадры рабочих профессий.

Что касается специализированной подготовки, то многое по силам нам самим. Уже осенью этого года на базе предприятия начнет работать учебный центр. Краснодарская компания "Югмонтаж" ведет строительство офисного здания.

Новый офис с конференц-залом разместится в саду. В шаговой доступности - посадки разного возраста, чтобы участники семинаров могли видеть специфику ухода, необходимого именно в эту пору. Построен технологический ангар, в котором есть где развернуться технике - в самом прямом смысле. Ее можно опробовать на месте.

Почему мы взялись еще и за это? Понятно же: чем больше в отрасли профессионалов, тем выше ее отдача.

На правах рекламы